На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе!

14 956 подписчиков

В конфликте с ЕС Польша упрямо держится за свой суверенитет.

Затяжной конфликт между официальной Варшавой, усиливающей влияние в польских СМИ и Конституционном суде страны, и Брюсселем, называющим такое усиление покушением на базовые демократические ценности ЕС, грозит еще больше расшатать единство Старого света.

 Напомним, что президент Польши Анджей Дуда 28 декабря минувшего года утвердил поправки к закону о КС, которые вызвали споры в стране и критику со стороны оппозиции. Некоторые полномочия Суда отошли президенту и министерству юстиции, а для утверждения его решения теперь необходимо набрать две трети голосов состава, а не простое большинство. При этом состав суда увеличился с 9 до 15 человек.

 Сразу вслед за этим Еврокомиссия решила вступить в диалог с Варшавой, чтобы избежать нарушения Польшей европейских норм. Если это не принесет желаемых результатов, может быть запущена процедура в рамках статьи 7 договора о ЕС, которая предполагает констатацию Евросоюзом «существования явной угрозы серьезного нарушения» или, в крайнем случае, «существования серьезного и устойчивого нарушения» страной ценностей ЕС. В этом случае Польша может лишиться права голоса в европейском Совете министров.

 На днях Еврокомиссия рекомендовала Польше предпринять конкретные меры для решения проблемы с Конституционным судом и сообщить о них в течение трех месяцев, иначе возможно начало санкционной процедуры.

 Представляя решение коллегии ЕК на пресс-конференции, первый вице-председатель Еврокомиссии Франц Тиммерманс обозначил рекомендации, направленные польским властям. «Мы рекомендуем, чтобы польские власти опубликовали и имплементировали решения Конституционного суда по назначению судей. Польским властям также нужно публиковать решение Конституционного суда от 19 марта, которое гласит, что предыдущий закон о Конституционном суде был антиконституционным, как и последующие решения. Мы также рекомендуем, чтобы будущие решения Конституционного суда были опубликованы автоматически», – заявил Тиммерманс.

 По его словам, ЕК также призывает польские власти «обеспечить, чтобы любые решения закона о Конституционном суде соблюдали решения суда и принимали во внимание мнение Венецианской комиссии». «Не должно быть требований, которые бы по отдельности или вместе подрывали эффективность контроля Суда за исполнением Конституции», – сказал Тиммерманс.

 «Что касается нового закона от 22 июля, мы требуем от польских властей обеспечить, чтобы суд мог проверить его соответствие до вступления в силу. Мы также призываем польские власти получить точку зрения Венецианской комиссии по этому закону», – заявил первый вице-председатель ЕК. Он отметил, что теперь ЕК «призывает польские власти предпринять меры, чтобы разрешить это беспокойство, и проинформировать комиссию о принятых шагах в течение трех месяцев».

 «Комиссия готова продолжить конструктивный диалог с польским правительством. Если в течение установленных сроков не будет необходимых мер, может быть задействована процедура в рамках статьи 7″, – говорится в коммюнике ЕК.

 Члены Еврокомиссии начинают сомневаться в том, что Варшава разделяет демократические принципы ЕС, пишет Politico.

 Издание отмечает, что в ЕК все чаще звучит мнение о необходимости «изолировать» Польшу от политического процесса до тех пор, пока ее внутренняя политика не будет соответствовать европейским стандартами.

 В частности, экс-президент Еврокомиссии Вивьен Рединг заявила, что Евросоюз не должен позволить Польше продолжать «авторитарный дрейф».

 «Речь не идет о вмешательстве во внутренние дела Польши. Наши общие ценности, такие, как уважение к верховенству закона, являются неделимыми: если одно государство-член Евросоюза пренебрегает этими ценностями, это касается каждого», – заявила она.

 Впрочем, ряд экспертов полагают, что официальная Варшава вряд ли пойдет на серьезные уступки – правящая консервативная партия «Право и Справедливость» довольно остро реагирует на попытки извне ограничить ее возможности. Отсюда следует, что даже если этот конкретный конфликт вокруг Конституционного суда удастся погасить, поводы для новых конфликтов найдутся всегда. Тем более, если спор разгорается вокруг болезненных, почти экзистенциальных для Европы вопросов «идеологической чистоты», идеального соответствия некоей абсолютизированной доктрине.

 Недемократичная политика Польши угрожает целостности Евросоюза гораздо больше, чем выход Великобритании, пишет научный сотрудник Центра новых подходов к охране безопасности США Адам Твардовски в статье для The National Interest.

 Великобритания всегда была сдержанным участником широкого европейского проекта. Несмотря на нестабильность рынков в последующие за британским референдумом недели, Евросоюз выживет без Лондона. Но гораздо менее вероятно, что Евросоюз сможет пережить нарушение своих законов и пренебрежение своими ценностями странами-участницами, которые вошли в ЕС примерно десятилетие назад – «при огромных рисках и расходах объединения», отмечает эксперт.

 Еще год назад у Польши было больше влияния в Евросоюзе, чем когда бы то ни было за всю ее историю. После вступления в Евросоюз, Варшава провела реформы, развила экономику и заняла место среди главных государств европейского проекта. Более того, в 2014 году лидеры ЕС в качестве «символического жеста» назначили польского премьер-министра Дональда Туска главой Евросовета. Польша стала «островком политической и экономической стабильности», а к ее голосу стали прислушиваться как никогда раньше, напоминает Адам Твардовски.

 Однако все изменилось осенью 2015 года, когда к власти вернулся председатель правящей партии Польши «Право и справедливость» Ярослав Качиньский и стал «фактическим лидером» государства. Варшава испортила отношения с важнейшим соседом – Берлином, а ее «репутация как надежного европейского партнера» оказалась существенно подпорчена после отказа сотрудничать с ЕС в решении проблем миграции и изменений климата. Принятые поправки к законам о СМИ и Конституционном суде, которые были остро восприняты властями Евросоюза, поставили под вопрос жизнеспособность польской демократии, говорится в статье.

 Политические настроения, царящие в Польше, очень привлекательны для евроскептиков. Люди этих взглядов могут подорвать европейские нормы жизни, пользуясь при этом всеми преимуществами членства в Евросоюзе. В этом случае ЕС пострадает гораздо больше, чем из-за Brexit, полагает эксперт.

 По оценкам Financial Times, нынешнее «противостояние» между Брюсселем и Варшавой является одним из самых резонансных. Оно может вбить клин между ЕС и самым важным восточным членом союза, отмечает издание.

 Вместе с тем, отмечает Politico, немногие в Европе верят, что недовольство членов Еврокомиссии приведет к официальным санкциям против Варшавы. «На самом деле, вряд ли у кого-то есть четкая стратегия в отношении Польши. Каждый все еще ждет, что польское правительство придет в чувство», – цитирует Politico одного из высокопоставленных европейских дипломатов.

 Одной из последних попыток ЕК призвать Варшаву к соблюдению европейских норм стало определение конкретных сроков разрешения кризиса вокруг Конституционного суда. В ответ польские политики тут же обвинили европейских чиновников во вмешательства во внутренние дела страны.

 «Это не у Польши проблемы с Еврокомиссией, это у Еврокомиссии проблемы», – заявила тогда польский премьер-министр Беата Шидло.

 В результате, констатирует Politico, европейским чиновникам пришлось продлить срок урегулирования конфликтной ситуации. «И это очень деликатная ситуация. С одной стороны, Евросоюзу нужно соблюдать свои нормы, а с другой, не выглядеть так, будто он принуждает своих членов к каким-то действиям, даже если эти члены демонстративно игнорируют свои обязанности», – отмечается в статье.

 Таким образом, Варшава поставила Брюссель в очень неудобное положение: как подчинить себе строптивца (к тому же еще ориентированного на Вашингтон) еврочиновники не знают. А спускать дело на тормозах – не могут себе позволить, чтобы сохранить свою и так порядком подмоченную репутацию. Вынося за скобки довольно демагогические обвинения в отходе от каких-то «демократических принципов», можно с уверенностью говорить о растерянности Брюсселя перед новыми вызовами и неспособности конструктивно ответить на них, используя привычный инструментарий.

 Безусловно, Польша теряет свои позиции на европейской политической сцене. Но и Брюссель теряет свой авторитет в споре с теми польскими политиками, которые изначально относились к евроинтеграции довольно скептически, рассматривая ее лишь как способ поправить внутренние дела. Изолируя упрямых поляков, Брюссель забивает гол в свои ворота. Компромисс так не выглядит, а Брюсселю после истории с Лондоном нужно учиться договариваться с людьми.

 Кризис польско-европейских отношений еще раз подтверждает вывод, сделанный экспертами по итогам референдума в Соединенном Королевстве о необходимости всеобъемлющих реформ Евросоюза. Историческая перспектива этого наднационального объединения вряд ли предусматривает сохранение его в нынешнем виде.

 

 

 

Картина дня

наверх