На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе!

14 959 подписчиков

Никакой амнистии! Снова о мигрантах в России.

Совет по межнациональным отношениям при президенте разрабатывает предложения по противодействию нелегальной миграции. Одной из основных мер по решению данной проблемы совет называет проведение масштабной миграционной амнистии. По мнению председателя комиссии совета по миграционным вопросам Асламбека Паскачева, таким образом масса незаконных мигрантов будет выведена из тени.

 

Несомненно, что данный шаг со стороны государства может произвести разовый эффект. Но при этом идея амнистии порождает больше вопросов, чем ответов: во-первых, будет ли результат носить пролонгированный характер или, напротив, породит в среде нарушающих российское миграционное законодательство иностранцев ощущение безнаказанности? И нуждается ли страна в таком количестве мигрантов, пусть даже и легальных? Кроме того, такой шаг по пути наименьшего сопротивления будет, по сути, признанием государством собственного бессилия в борьбе с нелегальной миграцией.

 

Политика поблажек

 

Попытки ликвидировать нелегальную миграцию при помощи амнистии предпринимались ранее в странах, сильнее всего страдающих от наплыва иностранных гастарбайтеров. Но примеров, когда подобные меры действительно помогали бы решить вопрос, пока нет.

 

Как показывает статистика, в результате амнистий число нелегалов не только не сокращается, а лишь растет. Итальянские власти впервые провели миграционную амнистию в 1986 году, тогда законный статус получили более 118 тысяч нелегалов, и с каждой новой амнистией их число лишь росло: в 1990 году — 235 тыс., в 2002 году — уже 634 тысячи. Кроме того, в результате массовой легализации нелегалов резко возрастает социальная нагрузка на государство, при том, что экономический эффект от неквалифицированных работников минимален. Получив легальный статус, мигранты спешат перевезти в страну свои семьи, в том числе своих нетрудоспособных родственников. В 1986 году под амнистию в США попал приблизительно миллион мексиканских гастарбайтеров. Они начали перевозить в Штаты свои семьи, из-за чего общее число мигрантов вскоре резко возросло.

 

В России предложение провести миграционную амнистию выдвигается не впервые. В 2012 году с аналогичной инициативой выступил фонд «Миграция XXI век», разработавший документ, согласно которому все трудовые мигранты должны были получить легальный статус. Оценить количество нелегалов в России, по понятным причинам, сложно. Эксперты называют цифры от полутора до пяти миллионов, при том что на законных основаниях в России трудятся около 11 миллионов иностранных граждан. Россия занимает третье место в мире по количеству проживающих на ее территории мигрантов после США (46 млн) и Германии (12 млн).

 

В 2013 году амнистировать нелегальных мигрантов предложил бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он аргументировал свою позицию интересами бизнес-сообщества, заявив, что оно испытывает потребность в дешевой рабочей силе. С точки зрения Титова, российский бизнес не выдержит конкуренции, лишившись возможности привлекать на работу низкооплачиваемых сотрудников из числа приезжих. Титову оппонировала глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая, отметившая, что если следовать такой логике, нарушать закон станет выгоднее, чем соблюдать его нормы. Несмотря на поддержку со стороны ФМС, идея Бориса Титова не была реализована на практике.

 

«Подобным заявлением подается тревожный и опасный сигнал бизнесу», — отметила Яровая.

Однако попытки продавить амнистию продолжаются — в прошлом году с похожей просьбой выступила Федерация мигрантов России. Представители федерации настаивали на отмене наказания (высылки из страны) для совершивших административные правонарушения в России гастарбайтеров.

В основном агитаторами за миграционную амнистию являются представители самих мигрантов, а также бизнеса — то есть стороны, кровно заинтересованные в максимальной либерализации миграционного законодательства РФ. Разговоры о неких особых обстоятельствах, вынуждающих российские компании нанимать гастарбайтеров, не имеют под собой почвы: в действительности бизнес априори заинтересован в дешевой и бесправной рабочей силе, вне зависимости от внешних факторов. Предприниматели и их лоббисты нередко идут на хитрость, приравнивая интересы бизнеса к интересам государства и общества, но это не всегда соответствует истине.

Легальная и профессиональная

Трудовая миграция действительно может принести большую пользу государству-реципиенту, но только в том случае, если на въезде в страну организован жесткий контроль, в основе которого профессиональный ценз. Иностранцу очень сложно въехать для постоянного жительства на территорию таких стран, как, например, Австралия или Германия, не имея высшего образования и опыта работы (речь в данном случае идет не о гуманитарных беженцах). Власти большинства стран стремятся отбирать наиболее полезных мигрантов, способных не только социализироваться и прокормить себя, но и принести пользу. И такая политика оправдывает себя — недаром львиную долю научных прорывов в США совершают именно иммигранты.

В России предпринимаются робкие попытки выстроить похожую систему отбора, например был составлен перечень профессий, обладатели которых могут рассчитывать на упрощенное получение российского гражданства.

Но в случае с мигрантами из ближнего зарубежья такие заградительные меры просто не работают — граждане большинства бывших советских республик имеют право въезжать в Россию в безвизовом режиме. Хотя приезжие из стран СНГ (в частности, Азербайджана, Узбекистана, Молдавии, Таджикистана и Украины) обязаны получать после прибытия в РФ трудовые патенты (от этой необходимости освобождены граждане стран — участниц ЕАЭС), проконтролировать исполнение данной нормы невозможно. Мигранты въезжают в Россию фактически бесконтрольно, и не следует удивляться росту количества нелегалов. Ограничить миграцию может введение трудовых виз с сопредельными странами, однако Москва не идет на такой шаг из политических соображений.

В результате большая часть приезжающих в Россию трудовых мигрантов, как легальных, так и нелегальных, имеет крайне низкий уровень профессиональных навыков. Использование дешевого труда мигрантов нередко избавляет компании от необходимости модернизировать производственный процесс, сохраняя уровень технологичного развития на архаичном уровне.

Кроме того, мигранты практически полностью вытеснили россиян из целого ряда ниш на рынке труда, соглашаясь работать на любых условиях. Россия пока не достигла такого уровня экономического развития, чтобы можно было говорить о том, что ее граждане не согласились бы на «черную работу» в том случае, если ее условия соотносились бы с нормами ТК РФ.

Хотя в 2014–2015 годах отмечался заметный отток гастарбайтеров из России, эксперты и представители общественных организаций предполагают, что уже в следующем году приток в РФ мигрантов возрастет. Миграционная амнистия может спровоцировать увеличение притока нелегалов — приезжие, рассчитывая на послабления, будут не так тщательно относиться к оформлению необходимых документов. Кроме того, ошибкой было бы сводить все проблемы, связанные с миграцией, лишь к вопросу нелегальных гастарбайтеров. Необходимо стремиться к общему сокращению притока низкоквалифицированных иностранных кадров в страну. Определенные шаги в этом направлении предпринимаются, речь идет о таких мерах, как введение ответственности за фиктивную регистрацию приезжих или предоставление регионам права самостоятельно ограничивать приток гастарбайтеров. Но пока российские границы открыты для граждан СНГ, рассчитывать на существенные перемены все же не приходится.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх