На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе!

14 956 подписчиков

Как в Беларуси переписывают историю, кому это выгодно и к чему это приводит

Как в Беларуси переписывают историю, кому это выгодно и к чему это приводит

В эти дни в Минске презентуют книгу «Литвины в гвардии Наполеона» под авторством прозаика и краеведа из Калинковичей Владимира Лякина. На её страницах, судя по описанию, рассказывается о некоторых жителях бывшего Великого княжества Литовского, которые вступили в ряды французских войск Наполеона Бонапарта, оккупировавших в начале девятнадцатого века почти всю Европу, но в итоге разбитых русскими войсками и его величеством «генералом Морозом».

История есть история. Её нужно усердно изучать, дабы не повторять ошибки прошлого в настоящем и будущем. Даже такие её тёмные страницы, как предательство и коллаборационизм требуют пристального внимания и учёных-историков, и общества в целом.

Но что делать, когда эти самые предательство и коллаборационизм пытаются представить как «героизм» и «патриотизм»? К примеру, вот о чём говорится в описании вышеуказанного издания о литвинах в рядах Наполеона на одном из книжных сайтов (в переводе с белорусского языка на русский):

«…В книге рассказывается об участии наших предков в 1807-1815 гг. в элитных формированиях французской армии — гвардии Наполеона. Они оказались в одном ряду под Императорскими орлами с одной высокородной целью — вернуть независимость нашей Родине».

То есть проводится прямая параллель между участием в войне на стороне Наполеона против России и борьбой за независимость.

И это далеко не первый пример пересмотра итогов Отечественной войны против Наполеона. Так, Анатолий Тарас, автор книги «1812 — трагедия Беларуси» в одном из своих интервью заявил, что было бы очень неплохо, если бы французы тогда победили:

«ВКЛ существовало бы как автономное государство наряду с Польским королевством. Наполеон сознательно не хотел их соединять. Он был не только великий полководец, но и великий политик. Он знал: разделяя — властвуй. Лучше иметь отдельно Украину, отдельно Польшу, отдельно Литву. Так больше пространство для маневра».

Хотя общеизвестным является факт, что Наполеон не был ни мужским воплощением Матери Терезы, ни французским аналогом Робина Гуда. И пошёл войной на Россию, в которой пожертвовал жизнями полумиллиона своих солдат и офицеров, вовсе не с высокой идеалистической целью подарить полякам и литвинам независимость, а ради собственного мирового господства. И лишь благодаря самоотверженной борьбе русской армии и упорной работе белорусских партизан планам Наполеона не удалось сбыться. Притом важно помнить и великодушие России, которая вернула свободу и другим государствам. Погнав наполеоновцев до Парижа почти через всю Европу, русские не оставили себе ни пяди чужой земли и просто возвратились домой.

Объективно мы должны гордиться тем, что наши предки плечом к плечу с русскими смогли избавить человечество от «нового мирового порядка» Наполеона. Но прозападные националистические историки и писатели, как видно, предлагают нам петь дифирамбы другим «героям» — тем, кто помогал Бонапарту получить в свои руки господство над миром.

Но тема Отечественной войны 1812 года занимает далеко не центральное место в системе пропагандистских русофобских мифов. Главной болевой точкой местных националистов являются разделы Речи Посполитой. Зачастую они преподносятся как «оккупация белорусских земель Россией».

Но националистов почему-то не волнует, что на протяжении существования Речи Посполитой на белорусских землях происходило ополячивание. К примеру, важной вехой данного процесса явилась всеобщая конфедерация сословий Речи Посполитой 1696 года, на которой было принято постановление, рекомендовавшее перевести делопроизводство в Великом княжестве Литовском на польский и латинский языки. Тогда наш родной белорусский язык был фактически выведен из употребления в делопроизводстве и в культурном пространстве в пользу польского. Данный факт частенько остаётся в тени дискуссий о разделах и «российской оккупации».

В то же время, период после присоединения белорусских земель к Российской империи ознаменовался расцветом отечественной литературы на родном языке. Именно в XIX веке были опубликованы знаменитые белорусскоязычные произведения «Тарас на Парнасе», «Энеида наизнанку», творения Яна Барщевского, и Винцента Дунина-Марцинкевича. Именно во время вхождения белорусских земель в Российскую империю появились первые газеты на белорусском языке: «Наша доля» (1906) и «Наша нива» (1906-1915), вокруг которых образовалось первое сообщество белорусскоязычных писателей (Максим Богданович, Змитрок Бядуля, Максим Горецкий, Янка Купала, Якуб Колас, Алесь Гарун и т. д.).

Если отойти от духовно-культурной сферы и рассмотреть положение белорусских крестьян в Речи Посполитой, можно сказать, что оно было ничем не лучше, чем после её разделов. Так, ещё в конце XVI века на нашей территории фактически и юридически было закреплено крепостное право. Статут 1588 года ввёл срок розыска беглых крестьян до 20 лет. Крестьянин тогда стал объектом залога, купли-продажи, как с землёй, так и без неё. С каждым годом увеличивалась барщина, чинш, натуральный оброк. В некоторых имениях барщина доходила до шести дней в неделю. Крестьяне оказались на самой нижней лестнице феодального общества. И это опять же общеизвестные факты из белорусских учебников по истории. Изучайте, господа националисты. Может, тогда перестанете плакать по Речи Посполитой и переворачивать исторические факты вверх ногами.

Период вхождения Беларуси в состав СССР многие деятели в среде прозападной оппозиции также представляют «оккупацией» и «периодом русификации».

Но что же это была за странная «оккупация», когда белорусское население сознательно поддерживало большевиков и социалистов-революционеров, о чём свидетельствуют результаты выборов в Учредительное собрание в ноябре 1917 года? В целом по России тогда победу одержала Партия социалистов-революционеров (эсеров), набравшая 48% голосов, большевики получили поддержку 24% избирателей. А на белорусских землях, разделённых на тот момент на Минский, Витебский, Могилевский избирательные округа, больше всего голосов набрали большевики, а на втором месте шли эсеры. Голоса распределились следующим образом: в Витебском избирательном округе большевики набрали 51,22%, эсеры — 26,81%, еврейские и польские национальные списки — 7,35%, другие (меньшевики, кадеты, правые) — 14,62%; в Минском избирательном округе большевики набрали 63,13%, эсеры — 19,81%, Белорусская Социалистическая Громада (БСГ) — 0,3%, остальные в общем — 16,76%; в Могилёвском избирательном округе эсеры набрали 70,62%, большевики — 12,83%, БСГ — 0,3%, остальные в общем — 16,25% [1].

Да и «русификация» времён СССР уж больно сомнительна. Ведь за незнание белорусского языка чиновнику или партийному деятелю в 1920-е годы можно было получить штраф, по всей республике появились школы с белорусским языком обучения, произошёл подъём национального самосознания. А о том, как в СССР расцвело творчество Янки Купалы, Якуба Коласа, Владимира Короткевича, Максима Танка, Кондрата Крапивы и других классиков отечественной литературы — напоминать излишне. И при всём при этом «свядомыя» высказываются против празднования Октябрьской революции. Да если вдуматься, это должен быть для них один из главных праздников в году.

Кстати, в Советском Союзе не забывали и столь популярный ныне элемент народной одежды — вышиванку:

Но это ещё не всё. Есть куда более жестокие мифы. Видимо, сказки про «оккупантов» уже малость приелись, да и не так сильно воздействуют на эмоции людей. Вот историк Владимир Орлов в книге для младших школьников «Адкуль наш род» («Откуда наш род») следующим образом описывает соседство Великого княжества Литовского и Москвы (в переводе на русский):

«Московские князья объединили российские княжества и стали жадно поглядывать на нашу страну. Московия начала с Великим Княжеством бесконечные кровавые войны. Если взять город не удавалось, захватчики жгли окрестные сёла, гнали в плен тысячи мирных жителей. В первую очередь пленными делали молодых и здоровых людей — юношей и девушек. Как вы уже знаете, российские земли долгое время были в татарской неволе. Хотя они и освободились, порядки в Московии остались такие же дикие и жестокие, как и при татарах. Все должны были слепо исполнять волю великого князя и называть себя его холопами — то есть рабами. Московские князья воевали не умением, а числом, чужую землю выжигали и совершали над её жителями бесчеловечные расправы».

Что будет ребёнок думать о России, если ему, не дай Бог, с младшего школьного возраста вкладывать это в голову?

Довольно жёстко националисты высказываются и пишут об Александре Суворове. Видать, не даёт им покоя факт, что во многом благодаря именно этому гениальному полководцу было подавлено восстание Костюшко. Его «свядомыя» называют карателем, а пару лет назад осквернили памятный камень в его честь: неизвестные написали черной краской слово «кат» («палач»).

Вообще, что касается осквернений памятников, это далеко не единственный случай. В разных городах время от времени достаётся Ленину. Только в нынешнем году таких случаев было несколько. А вообще после 1991 года Ильича избивали кувалдами, взрывали, забрасывали яйцами и обливали валерьянкой.

Вот во что выливаются русофобия и антисоветчина. В вандализм. Как видно, описанные выше исторические мифы не приводят ни к чему хорошему, а лишь нагнетают обстановку и провоцируют агрессию. Не только к инакомыслящим, но и к памятникам.

В это сложно поверить, но некоторые прозападные СМИ иногда посягают и на святое для каждого белоруса — на Победу в Великой Отечественной войне, на алтарь которой наши предки положили каждую третью жизнь. Так, на сайте телеканала «Белсат», который содержится на средства польского бюджета, около года назад вышла статья, в которой автор оправдывает действия нацистского прислужника Михаила Витушко:

«Да, [Михаил Витушко] служил в полиции. Хотя бы потому, что представителям подневольных народов СССР нигде, кроме как в полиции, вплоть до конца войны служить в III Рейхе и нельзя было. Но это была единственная возможность взять в руки оружие и собирать под своим руководством единомышленников, создавая костяк будущего войска независимой Беларуси».

Михаил Витушко.

Позже, в начале нынешнего года на том же «Белсате» вышла передача, в которой ведущие и гости студии обсуждали роль Михаила Витушко в истории Беларуси: «Михаил Витушко — гордость или позор белорусов?» В самом начале телепередачи один из участников уверенно обозначил свою позицию, что Витушко — это для него, безусловно, герой. Другой же участник назвал Витушко «человеком сложной судьбы», но заявил о том, что не считает его ни палачом, ни героем.

И хотя этот предатель и коллаборационист был давно выброшен на свалку истории, другие оппозиционные СМИ также время от времени напоминают о Витушко: то о новых версиях смерти, то о его дне рождения и т. д.

Складывается ощущение, что они это делают целенаправленно, чтобы поставить под сомнение предательство Михаила Витушко, вынести на обсуждение вопрос о его роли в истории нашей страны, тем самым продвинуть так называемое «окно Овертона».

Всё это походит на попытки прозападных оппозиционеров пересмотреть итоги Второй Мировой войны для Беларуси, дабы в очередной раз обвинить Советскую Армию в «оккупации». Благо, пока они оказываются тщетными, и за границы оппозиционных медиа не выходят.

Исходя из вышесказанного, возникают вопросы: для чего оппозиционеры и сочувствующие им историки и публицисты переписывают историю?

На мой взгляд, это обычная политтехнология, которую используют с целью влияния на общественное мнение. С помощью создания мифов, утверждающих о якобы исторически враждебной нам России, оппозиционеры пытаются сформировать у населения негативное отношение к нашей восточной соседке, что, в свою очередь, может оказать влияние на политический и геополитический выбор.

Прозападные силы весьма упорно пытаются увеличить своё влияние на общественное мнение, от которого зависит будущее страны. Так, по данным посещаемости белорусских информационных сайтов, предоставленным онлайн-сервисом SimilarWeb, за август нынешнего года в двадцатку самых посещаемых вошли как минимум десять СМИ, открыто или не очень открыто симпатизирующих оппозиции. Среди оставшегося десятка — два спортивных СМИ, одно — аполитичный городской журнал о моде, любви и культуре.

Но сайты-то ладно, сегодня всё большую популярность набирают соцсети. Основной поток контента проходит там. Чаще всего именно в соцсетях происходят горячие обсуждения того или иного события, и именно оттуда на сайты привлекается довольно внушительный процент читателей. Вообще, необходимо уяснить одну истину — количество лайков, репостов, подписчиков и активность в группах прямым образом влияют на рейтинги и посещаемость веб-ресурса.

А в это время в самой популярной в Беларуси соцсети ВК («Вконтакте») страница оппозиционного телеканала «Белсат», на котором была показана описанная выше программа о Витушко, имеет 14 776 подписчиков (на момент написания данной статьи), в то время как на сообщество государственной Белтелерадиокомпании, которая объединяет 7 (!) официальных телеканалов и 5 радиоканалов, подписано всего 8 156 пользователей.

Двигаемся дальше по ВК. Сообщества крупнейших государственных СМИ:

— БелТА — 36 998 подписчиков,

— «Комсомольская правда в Беларуси» — 12 676,

— «Советская Белоруссия» — 10 162.

Сообщества крупнейших оппозиционных СМИ:

— «Радио Свобода — Беларусь» — 91 825 подписчиков,

— «Хартия-97» — 27 228.

Но среди популярных сообществ в ВК, не связанных с какими-либо СМИ, хватает тех, которые в целом создают оппозиционный контент. Среди таких можно выделить «МАЯ КРАІНА БЕЛАРУСЬ» с более чем 112 тысячами подписчиков и «Чай з малинавым варэннем» — более 134 тысяч.

Что тут сказать, их СМИ довольно серьёзно пиарятся, рекламируют себя, пытаются привлекать молодую аудиторию с помощью ярких карикатур, развлекательной информации, а также лёгкого для усвоения стиля написания статей.

Но несмотря на такие показатели в соцсетях, в целом большинство белорусов поддерживает курс власти на интеграцию с Россией и странами ЕАЭС. Так, во время социологического исследования на вопрос «В каком союзе государств было бы лучше жить народу Беларуси, в Европейском союзе или в союзе с Россией?» 41,7% ответили «скорее в союзе с Россией», 22,8% — «безусловно, в союзе с Россией». Ответ «скорее в Европейском союзе» дали 9,9% опрошенных, «безусловно, в Европейском союзе» — 4,2%.

Во многом поддержка интеграции с Россией объясняется ощущением близости культурных кодов белорусов и россиян. И в среде прозападной оппозиции это прекрасно понимают. Поэтому и занимаются переписыванием истории. Они таким образом пытаются попросту разрушить представления об общих корнях белорусского и русского народов, уничтожить память об общих победах и великих свершениях. Поэтому-то героизируют Наполеона и ставят под сомнение подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.

В связи с этим государству и патриотической общественности стоит больше внимания уделить информационной сфере в интернете. Главным шагом в данном направлении могла бы стать разработка определённых методик по привлечению читателей в социальных сетях. От создания ультрасовременного дизайна на сайтах и логотипах государственных СМИ до новых медиа для молодёжи, где общественно-политическая тематика будет освещаться ярким и цепляющим языком и соседствовать с развлекательными статьями.

Златан Митрич

Источники:

А.А. Воробьёв, «Выборы в Всероссийское Учредительное собрание на территории Беларуси и соседних российских губерний», Изд-во Могилевского государственного университета (МГУ им. А.А. Кулешова), 2010 г.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх