На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе!

14 959 подписчиков

Кем станет Ким: новым Горбачёвым, Колем или иллюзионистом

США добиваются от КНДР разоружения ради «светлого будущего», требуют серьёзнейших уступок в обмен на «гарантии», выполнять которые американцы не любят. Пойдёт ли на это Пхеньян после того, что произошло с СССР, а теперь происходит с Ираном — вот в чём вопрос

Предстоящие 12 июня переговоры в Сингапуре лидеров США и КНДР Дональда Трампа и Ким Чен Ына уже обеспечили себе место в истории. Либо финальным грандиозным провалом, либо капитуляцией доселе непримиримо отстаивавшей свой суверенитет гордой страны. Это последнее может привести в худшем случае к превращению Северной Кореи в плацдарм США против Китая, хотя, на первый взгляд, это кажется невозможным, а в лучшем случае позволит КНДР повторить судьбу ГДР. С той лишь разницей, как если бы Восточная Германия была инициатором объединения с Западной.

Версия 1

Вариант слива собственной страны и режима маловероятен, но его нельзя исключать. В конце концов, Северной Кореей управляет номенклатура, которая, как это было и в СССР, естественно, не верит в то, что проповедует своему народу, и очень любит то, что публично осуждает: роскошь, богатство, Голливуды и прочее. И мечтает о том, чтобы и ей тоже перестать быть коллективным рабом системы, где ты — всё, пока имеешь должность, и становишься никем, когда её теряешь, иногда и вместе с жизнью. О том, чтобы передать своё временное богатство и безграничную власть над нижестоящими по наследству, не может быть и речи. А хочется.

История свидетельствует о том, что номенклатура долго не может терпеть такого положения вещей, и Китай на сегодня остаётся, по сути, единственной в мире страной, в которой этой не предусмотренной Карлом Марксом правящей группе не удалось бездарно прихватизировать и раздербанить объект своего управления благодаря бдительности и большой прозорливости «великого кормчего» Мао Цзэдуна. Положительные примеры, правда, тоже были, но давно: рыцарские ордена на севере Европы смогли перестроиться в отлично функционирующие государства — Курляндию, Пруссию — и благодаря сохранявшейся дисциплине подданных привести их к процветанию при сохранении старой элиты, с превращением рыцарей в баронов, графов — в управленцев и правителей нового типа.

Поэтому для северокорейской верхушки капитуляция перед США вполне может показаться способом добиться своих тайных вожделений, которые в данном случае могут рассчитывать даже на благосклонность Вашингтона. Конечно, сами по себе американские гарантии почти ничего не стоят. Но дело в том, что США реально заинтересованы в укреплении своих позиций на границах Китая, своего глобального конкурента, чтобы попытаться развернуть Пхеньян, как и Ханой, против Пекина, даже не меняя режима в КНДР. Почему? Потому что с таким режимом в Северной Корее можно не опасаться, что Пхеньян и Сеул создадут однажды единую страну с мощнейшей экономикой и армией, чтобы после объединения Корея не отправилась в самостоятельное плавание как второй Китай, не нуждаясь в США и их гарантиях «безопасности», американских базах на своей земле и контроле за всем и вся.

Очевидно и то, что северокорейскому режиму не нужно ядерное оружие, чтобы контролировать собственный народ, для этого есть масса войск и спецслужб. Да народ и не будет протестовать. Он живёт очень трудно и бедно и, конечно, надеется на перемены, что они принесут лучшую жизнь. И хотя опрошенные «Царьградом» эксперты дружно отвергают эту версию, её всё же не стоит сбрасывать со счетов.

Версия 2

Однако более предпочтительным является всё-таки другой сценарий. Существующая в Северной Корее система вовсе не хочет самоликвидироваться. Этому мешают недавнее колониальное прошлое, свежие обиды на США, которым нельзя доверять, потому что всё равно обманут, внутренние репрессии против противников режима, чистки номенклатуры (СССР продержался так долго именно благодаря этому последнему обстоятельству). Наконец, принадлежность к древней, развитой культуре, цивилизационная искушённость, позволяющие корейцам смотреть свысока на других, чего не было в СССР, но было в Китае.

Поэтому вполне вероятно, что Пхеньян решил пойти по китайскому пути и будет не разрушать, а видоизменять свою систему, чтобы сделать её более гибкой и современной. Попытается стать ведущей силой объединения Кореи, коль скоро руки южан в значительной мере связаны не желающими этого американцами.

И если это так, то главной задачей для руководства КНДР на данный момент является создание «алиби». Прежде всего для себя, но также и для Сеула, стремящегося нормализовать отношения с Северной Кореей, и для Пекина, чтобы продолжать без проблем взаимовыгодное сотрудничество, и для России, хотя она практически не свернула под давлением США свои связи с Северной Кореей. Переговоры и успех на них нужны Пхеньяну, чтобы показать всем, что северные корейцы хотят мира на полуострове, готовы ради этого пойти на денуклеаризацию, отказ от с таким трудом обрётенных ядерного оружия и баллистических ракет. И таким образом нормализовать также отношения с Японией, даже с США. Но для начала хотя бы получить передышку, даже отказавшись от дальнейшего развития ракетно-ядерного оружия и, возможно, пожертвовав ради ослабления санкций частью его запасов. Или даже полностью ради их отмены. А затем осторожно, превратив по китайскому образцу партаппарат в эффективный чиновничий корпус и приступив к модернизации экономики с использованием капиталистических принципов, при активной помощи Юга и тех же США, обещающих такую помощь, встать на новые рельсы. Китай на КНДР не нападёт, Южная Корея с Японией — тоже. У США не будет повода. Многие будут заинтересованы в такой Северной Корее: Пхеньян сможет играть на противоречиях и выбивать себе лучшие условия сотрудничества. Такой вот «хитрый план».

Туманное будущее или версия 3

Какая из этих версий окажется правильной, покажет уже ближайшее будущее.

Не подлежит сомнению только одно: северокорейское руководство, конечно, понимает, что верить американцам нельзя, но жить в условиях крайне ужесточившихся из-за успешной реализации ракетно-ядерной программы международных санкций тоже вряд ли получится. Особенно когда к ним был вынужден присоединиться под жёстким давлением США Китай — главный спонсор и покровитель КНДР. Значит, если неуравновешенные Трамп и Ким не разругаются перед всем миром, если американцы не перегнут палку, шоу вокруг корейского урегулирования будет продолжаться и в какой-то момент оно действительно может начать материализацию. Или не начнёт. И тогда северные корейцы с удовольствием скажут Китаю, России и другим странам: мы очень хотели помириться с США, мы были готовы идти на колоссальные уступки, но Вашингтон всё испортил. И партнёры Пхеньяна признают его правоту. И тогда все вернётся на круги своя. Возобновится обмен угрозами с США, которые ни к чему не приведут, так как у Пхеньяна сохранится возможность ответить. Зато у него снова появится в лице Китая и России надёжный тыл. И всё вернется на круги своя...

Американцы могут всё испортить

Самая главная угроза для снижения напряжённости вокруг Корейского полуострова — это американская психология. Американцы убеждены, что всех надо давить, добиваясь одних уступок за другими, пока им не начнут реально сопротивляться и не дадут по рукам. Весьма характерными в этой связи являются сообщения в южнокорейской и американской прессе о том, что госсекретарь США Майк Помпео потребовал у северокорейского вождя Ким Чен Ына выдать американцам для последующего уничтожения... во Франции (интересно, северные корейцы и французы об этом знают, и каким образом это будет сделано?) пять ядерных бомб. Иначе никаких переговоров в Сингапуре не будет. Этот шаг должен подтвердить серьёзность Пхеньяна, а также сократить время на инспекцию северокорейских ядерных арсеналов.

Предполагается, что затем каждый месяц КНДР будет таким образом избавляться от пяти атомных бомб, которых, по данным американских спецслужб, у Пхеньяна всего 20. Так это или не так, скоро увидим.

Понятно только, что если американцы потребуют от северных корейцев действовать таким образом, те вряд ли на это согласятся.

Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон пошёл ещё дальше. По его словам, полноценное ядерное разоружение Северной Кореи должно не только охватывать его урановую и плутониевую составляющую, но и включать химическое и биологическое оружие, так как «важно проверить, приняла ли КНДР стратегическое решение избавиться от оружия массового поражения». Как видим, Болтон перед лицом согласия Пхеньяна, непонятно, насколько искреннего, на «денуклеаризацию» Корейского полуострова уже ведёт речь обо всём «оружии массового поражения». Что помешает завтра американцам заявить, что искренность северокорейского руководства, его стремление к миру должны предусматривать также сдачу артиллерии, танков?

Болтон убеждён, что если Пхеньян согласится на денуклеаризацию, он должен будет допустить американцев контролировать этот процесс и вообще открыть для них все свои военные секреты. По его мнению, «конкретный демонтаж ядерных вооружений... будет проведён Соединёнными Штатами, возможно, при поддержке кого-то ещё». «Кто-то ещё» — это намек на МАГАТЭ, которая и должна заниматься инспекцией ядерных объектов, но не имеет полномочий их демонтировать. Комментарии, как говорится, излишни.

Что они могут получить?

Ранее Северная Корея объявила, что откажется от ядерного оружия, если ей не будут угрожать и не будет провокаций. Ким Чен Ын распорядился прекратить все испытания ракет и оружия массового поражения на полигоне Пхунгери. Договорённости о ликвидации последнего были достигнуты на межкорейском саммите 27 апреля. Пхеньян разрешил присутствовать на церемонии закрытия полигона, которая должна состояться 23–25 мая, журналистам из России, США, Китая, Южной Кореи и Британии. Это, впрочем, ни о чём не говорит. По оценкам западных экспертов, этот полигон находится в плачевном состоянии (видимо, не все испытания прошли гладко) и не мог в дальнейшем эксплуатироваться. Закрыв его, Северная Корея делает, по словам Трампа «очень умный и любезный жест», но при этом на самом деле ничего не теряет. Строительство нового такого полигона влетит в копеечку. 20 атомных бомб для начала КНДР вполне хватит. Больше пока и не надо. 1:0 в пользу Пхеньяна.

Чем Вашингтон соблазняет Пхеньян?

О том, что закулисные переговоры с Пхеньяном зашли весьма далеко, свидетельствует беспрецедентное заявление госсекретаря США Майка Помпео в эфире телеканала Fox News о том, что США готовы предоставить гарантии безопасности руководству КНДР, включая Ким Чен Ына, в случае полного отказа страны от ракетно-ядерной программы.

«Нам придётся предоставить гарантии безопасности», — признал Помпео. По его словам,

эти переговоры назревали более 25 лет, ещё ни один американский лидер не добивался того, чтобы руководство Северной Кореи поверило в возможность этого и в истинность намерений Соединённых Штатов».

Что же такое произошло, что оно наконец поверило? Или всё-таки делает вид, что верит?

В интервью телеканалу CBS Помпео указал, что «если у нас будет денуклеаризация, конечно же, будет и ослабление санкционного режима». Он не сомневается, что Трамп это поддержит, и что США при определённых условиях могут гарантировать появление у КНДР «возможностей для величия». Госсекретарь США, дважды побывавший в последнее время с секретными миссиями в Пхеньяне, добавил:

Я точно знаю, что председатель Ким этого хочет».

Однако Помпео не исключает, что переговоры могут провалиться, так как «такое происходило и раньше, но схема, которая используется сейчас, принципиально отличается, и мы надеемся, что получим принципиально иной результат». Любопытное признание.

О подробностях того, чем Вашингтон соблазняет Пхеньян, сообщил в эфире телекомпании CNN советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. В случае полного отказа Пхеньяна от своей ракетно-ядерной программы, утверждал он, Северную Корею ожидают «невероятные» экономические перспективы, «именно об этом заявит президент» на встрече с лидером КНДР.

Это подтвердил и Помпео в интервью телеканалу Fox News: если КНДР выполнит требования США, американским частным компаниям будет разрешено инвестировать в эту страну, в частности, в энергетическую сферу, инфраструктуру и сельское хозяйство.

Понятно, что если до этого дойдёт, то США будут руководствоваться не интересами северокорейского народа, а меркантильными и стратегическими соображениями. Во-первых, заработать на дешёвой рабочей силе КНДР. Во-вторых (и это главное), попытаться поставить эту страну под свой контроль, создать с другой стороны Китая новый Вьетнам, который будет ревниво и настороженно относиться к своему великому соседу, от которого больше не будет зависеть.

Мнения экспертов

Итак, будет ли встреча Кима и Трампа грандиозной по своим последствиям — в ту или другую сторону — или она всё же не завершится чем-то особенным, просто немного снизит напряжённость на Корейском полуострове, но и только? Российские эксперты склоняются именно ко второму мнению.

Так, сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН Константин Асмолов полагает, что полностью разоружаться КНДР не будет, но ядерный полигон Пхунгери закроет: «Они, возможно, сделают ещё некоторые уступки, но вероятность их полного ядерного разоружения крайне мала».

Ведущий научный сотрудник того же центра Евгений Ким (Ким Ен Ун) считает, что в одностороннем порядке Пхеньян разоружаться не будет, если США не ответят взаимностью в регионе, будут по-прежнему проводить масштабные американо-южнокорейские военные манёвры. Уступок не будет, если Вашингтон будет и дальше угрожать Пхеньяну применением ядерного оружия, попытается посягнуть на общественный строй КНДР. По словам Кима, «нет гарантий, что американцы, даже если они возьмут на себя эти обязательства, будут их выполнять, что всем ясно видно по иранской сделке: Америка — страна, которая начхала на всех».

В ответ на вопрос «Царьграда» о том, можно ли предположить, что Ким Чен Ын станет новым Горбачёвым, Евгений Ким был категоричен: «Это исключается».

Что с этого России?

Что ж, будем на это надеяться. Однако, увы, наш мир таков, что ничего никогда нельзя полностью исключать. И это тоже. СССР был не первой великой страной, разделённой на вотчины правящим классом. Империя Великих Моголов (и не только она) кончила точно так же. В любом случае, понятно, что перемены в Северной Корее будут. Главное, чтобы они не привели к катастрофе. КНДР наш сосед. Расхлёбывать её последствия придётся России.

Автор

Латышев Сергей

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх