Агния *** * предлагает Вам запомнить сайт «Будь в курсе!»
Вы хотите запомнить сайт «Будь в курсе!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

События. Тенденции. Важное

Блог
"У него головы нет, а только черепная коробка..." - Козырев ответил Путину на жёсткое высказывание
Агния *** * 21 окт, 13:44
-258 156
"Это будет не война, а очень большая война..." - Трамп указом призывает 1000 пилотов - отставников
Агния *** * 21 окт, 13:15
-75 38
Всё сходится: Видимо, украинскую свинью готовят на убой в марте 2018-го?
Агния *** * 21 окт, 13:06
+22 6
Один вопрос на засыпку господам экономистам: Как раньше добивались бОльшего без чёртовых западных кредитов?!!
Агния *** * 21 окт, 13:01
+14 0
Читать

Последние комментарии

Андрей Степанов
Юрий Семенов
Сергей Е-В
Светлана Рылова
Владимир Снигирев
Павел Зибарев
Elena Guseva
А сроки всё больше отодвигаются...
Elena Guseva Всё сходится: Видимо, украинскую свинью готовят на убой в марте 2018-го?
Владимир Петров
Владимир Снигирев
Алксандр Ракитский
вячеслав
Валерий Каулин
Тамара Трифонова
Яна (Ролле)
Истребитель Бандерлогов
Присоединиться
"У него головы нет, а только…

"У него головы нет, а только черепная коробка..." - Козырев ответил Путину на жёсткое высказывание

21 окт, 13:44
-258 156
"Это будет не война, а очень…

"Это будет не война, а очень большая война..." - Трамп указом призывает 1000 пилотов - отставников

21 окт, 13:15
-75 38
Всё сходится: Видимо, украин…

Всё сходится: Видимо, украинскую свинью готовят на убой в марте 2018-го?

21 окт, 13:06
+22 6
Один вопрос на засыпку госпо…

Один вопрос на засыпку господам экономистам: Как раньше добивались бОльшего без чёртовых западных кредитов?!!

21 окт, 13:01
+14 0
Что творится в мире? Похоже,…

Что творится в мире? Похоже, момент Х совсем близок, раз подготовка к нему началась на высшем уровне?..

21 окт, 12:54
+1 0
Газпром лишил Европу единств…

Газпром лишил Европу единства, а Польшу — смысла жизни. Crimson Alter

21 окт, 11:03
+4 0

Уважаемые посетители и подписчики сайта!

Здесь Вы можете прочесть самые разные мнения, новости, аналитические материалы, в которых имеется личное отношение автора к ситуации. Мнение человека, разместившего пост, может не совпадать с мнением автора размещаемой статьи.

Гозмана мощно "ахеджакнуло": либерал отрицает, что гитлеровцы кого-то могли убить??

развернуть

1456928800576

29 апреля 1936 года два новеньких ЗИС-101, одни из первых автомобилей представительского класса, выпускавшиеся в СССР, въехали в Кремль, где автомобили принимало Политбюро. В то время сам Сталин ездил на американском «Пакарде», поэтому конструкторы советского представительского автомобиля побаивались, что после сравнения «отец народов» с гневом забракует их детище. Но вышло совсем наоборот, и ЗИС-101 пошёл в серийный выпуск…

Гараж особого назначения

История отечественного автопарка для «избранных» началась однако гораздо раньше, ещё в апреле 1901 года министр императорского двора барон Владимир Фредерикс (1838–1927) приобрел для развлечения государя паровой экипаж французской фирмы Serpollet. Правда, далеко уехать на нём не удалось — «дьявольская повозка» застревала на русских дорогах.

 

И хотя Николая II эта неудача изрядно позабавила, он заинтересовался новой техникой. Поэтому не отказался, когда в 1903 году князь Владимир Орлов (1868/1869–1927) предложил императору прокатиться на своем бензиновом автомобиле.

Прогулка на «моторе» привела в восторг Николая II — и с тех пор он всё реже заглядывал в конюшню и всё чаще предпочитал автомобильные вояжи. А чтобы не злоупотреблять любезностью князя, через год был создан Императорский гараж, руководство которым поручили тому же Орлову. 

1456929667639

С подачи князя Владимира Орлова Николай II быстро пристрастился к автомобилям. В Императорском гараже были собраны лучшие автомобили эпохи для самых разных случаев. Князь Орлов сам возил царя, пока для этого не пригласили Адольфа Кегресса. Но Орлов ещё долго ездил рядом с водителем во всех поездках царя.

Начали всего с двух автомобилей — а уже в 1913 году его парк насчитывал около шестидесяти лимузинов, прогулочных и спортивных машин, которые находились в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Среди них были отечественные Руссо-Балт 12–20 и Руссо-Балт 24–40, мощные «Роллс-Ройсы», популярные уже тогда «Мерседесы» и особенно любимые императором французские «Делоне-Бельвили».

Многие автомобили выполнялись по специальным заказам, другие приобретались на престижных автомобильных выставках. Разумеется, кроме самого царя, на них выезжала и многочисленная свита — в сопровождении отчаянно пытавшейся не отстать охраны, которая по старинке ехала верхом на лошадях.

Для управления подвижным составом Императорского гаража была создана специальная школа шоферов. А личный «автокучер» царя талантливый инженер Адольф Кегресс (Adolphe Kégresse, 1879–1943) был приглашен из Франции.

После Февральской революции царский автопарк попал в руки народа. А что уцелело после Временного правительства, в октябре 1917 года досталось новой власти — Совнаркому. Вожди пролетариата быстро распределили между собою наследие «царского режима».

Так, «Воксхолл» 1914 года выпуска, который ранее возил императрицу, теперь служил Сталину, а вот Ленину достался автомобиль «Тюрка-Мери», причем вместе с шофером — Степаном Гилем. Бывший водитель государыни Александры Федоровны теперь не только возил лидера революции, но и возглавил Гараж особого назначения (ГОН, Кремлевский гараж), который был создан по личному указанию Ленина 31 декабря 1920 года.

Это назначение Гиля заодно основало интересную иерархию среди шоферов «спецгаражей»: их положение в ней соответствовало положению их «хозяина». Шофер «первого» (первого секретаря) или тем более «генсека» был в «спецгараже» самым главным лицом. Его требования и пожелания были обязательны к выполнению — он лично отвечал за безопасность передвижения своего высокопоставленного пассажира.

Иногда вместе с ним удачливый и покладистый шофер мог передвигаться к вершине пирамиды, но также мог пойти на дно, как одно из доверенных лиц — судьба многих шоферов репрессированной в 30-е годы «верхушки» была весьма печальной. Степану Гилю повезло — проработав чуть более года, он был просто уволен после того, как заболевший и ставший «не выездным» Ленин начал утрачивать власть. Место начальника ГОН занял Павел Осипович Удалов — личный шофер Сталина.

1456931551191

Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost — на такой модели ездил Ленин. Этот «Роллс-Ройс» прозвали «Серебрянным призраком» — по тогдашним меркам автомобиль был почти бесшумным, а кузов выставочного экземпляра был серебристым.

Нещадно эксплуатируемые императорские автомобили приходили в негодность, а достать к ним запчасти было практически невозможно. В распоряжении одного только Ленина было пять лимузинов, плюс по одному он закрепил за своими родственниками. Попытка же возродить отечественный Руссо-Балт в Москве была неудачной. Поэтому перед руководством СССР встал выбор: пересесть на конные экипажи или пойти на поклон к «проклятым буржуинам». Выбрали последнее, и Гараж особого назначения начал пополняться новыми импортными автомобилями.

Одним из первых туда прибыл великолепный Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost — лично для Владимира Ильича. После смерти Ленина началась длительная эпоха экономического сотрудничества с США. И парк ГОН начал пополняться моделями «Паккард», «Линкольн», «Кадиллак», «Бьюик». Для сопровождающей их охраны приобрели более скромные Ford-A, а затем Ford V8. 

Но с началом индустриализации, когда началось становление отечественного автопрома, в целях поднятия его престижа, руководство страны решило пересесть на советские автомобили. 

Первые советские

Задача была не из простых. Выпуск представительских автомобилей — весьма сложное и дорогое дело, которое требует наличия необходимой производственно-технической базы и опыта. Автомобильная промышленность СССР тогда делала свои первые шаги, а тут ей вообще пришлось начинать с нуля.

1456931704205

Первым опытом стал выпуск модели Ленинград-1 (Л-1), которую создали по личной инициативе Сергея Кирова. На Ленинградском заводе «Красный путиловец» взяли за основу американский Buick-30-90, 8-цилиндровый рядный двигатель мощностью 105 л.с. изготовили самостоятельно.

l1

24 апреля 1933 года первый советский лимузин покинул заводские ворота, вскоре за ним последовали ещё пять. Но, увы, дальше дело не продвинулось: завод получил срочный заказ на выпуск тракторов и танков, и про Л-1 пришлось забыть. 

Однако идея эта получила развитие — уже на московском Заводе имени Сталина (ЗИС). За основу снова был взят «Бьюик» — Buick 32–40. Сначала приходилось даже заказывать в США кузова, выпуск которых ещё не могли наладить на ЗИСе. В итоге вышел отличный автомобиль длиной 5,7 м с восьмицилиндровым рядным двигателем, мощность которого наши инженеры подняли до 110 л.с.

29 апреля 1936 года, покинув цех, два новеньких ЗИС-101 въехали в Кремль — где на осмотр автомобилей вышло всё Политбюро, автомобиль получил одобрение. До 1941 года было выпущено восемь тысяч семьсот пятьдесят две единицы ЗИС-101 в нескольких модификациях: представительские лимузины (в том числе бронированные), кабриолеты, «скорая помощь», гоночный ЗИС-101-спорт, а также гражданские варианты, предназначенные для руководителей крупных предприятий и всевозможных «стахановцев».

39_Zis_Stalin

Последние их не получали, а покупали — на государственную премию. Сталин, в отличие от Ленина, пресекал раздачу ведомственных автомобилей.

И всё же сам Сталин по-прежнему предпочитал свой бронированный, подаренный ему президентом Рузвельтом (Franklin Delano Roosevelt, 1882–1945) Packard Twelve. Но в 1943 году, в самый разгар войны, Сталин подписал указ о создании нового представительского автомобиля. Решено было делать автомобиль на основе восьмиместного Packard-180.

Прототип изготовили уже в 1944 году, а в августе 1945-го начали собирать первую партию. При этом абсолютно всё было изготовлено своими силами, без закупок деталей в США.

Базовая модель, получившая название ЗИС-110, представляла собою пятиместный лимузин массой две с половиной тонны, оснащенный шестилитровым двигателем V8 мощностью 140 л.с. Интересно, что специально для него пришлось освоить производство в СССР бензина А-74, поскольку на тогдашнем А-66 он не заводился. 

Autowp.ru_zis_101_3

Как и его предшественник, ЗИС-110 выпускался в нескольких вариантах: лимузин ЗИС-110, прогулочный кабриолет ЗИС-110Б, «скорая помощь» ЗИС-110А, полноприводный ЗИС-110П и другие. При этом лимузины имели беспрецедентно шикарную отделку — например, сидения набивались пухом гагар, а обшивка салона производилась дорогим сукном.

Однако применение этих натуральных материалов имело неожиданное последствие — они стали лакомством для моли и мышей! Для вождя был изготовлен бронированный ЗИС-110С, впоследствии получивший обозначение ЗИС-115. Его масса выросла до семи тонн — за счет 6-милиметровой брони и 75-милиметровых стеклопакетов. 

В свободную продажу ЗИС-110 уже не поступали, вместо них был создан «народный лимузин» ГАЗ-12 ЗИМ. По сути, это была увеличенная до размеров представительского автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», а по американским меркам — обычный полноразмерный автомобиль, в кузов которого втиснули салон лимузина.

1456928730833

Лимузины для народа — ГАЗ 12 ЗИМ.

Однако цена делала его для подавляющего большинства покупателей той самой грушей, которую нельзя скушать. Поэтому основная масса ГАЗ-12 работали служебными автомобилями (в том числе столичными такси), а в частные руки, по сниженной цене, попадали списываемые, отслужившие свой гарантийный срок.

Для многих ГАЗ-12 это завершилось весьма печально — из-за вместительного салона новые владельцы использовали их как грузовички, что только ускорило их конец.

Полет «Чайки»

ГАЗ-12 был последним советским представительским автомобилем, который попал в свободную продажу. Наверное, руководство СССР решило, что рядовым гражданам не стоит прыгать выше уровня машин типа «Волга». Поэтому следующая модель, ГАЗ-13 «Чайка», выпускавшаяся в 1959–1981 годах, предназначалась уже исключительно для служебного пользования.

«Чайкой» пользовались первые секретари обкомов, руководители республиканских ведомств и крупнейших предприятий, министры. Единичные экземпляры были подарены таким известным людям, как Юрий Гагарин (1934-1968) и Михаил Шолохов (1905-1984). Для всех остальных она была неосуществимой мечтой. 

1456932386027

«Чайку» часто называют самым красивым автомобилем советского производства. Глядя на неё, трудно с этим не согласиться. Неудивительно, что в крупных городах списанные «Чайки» передавались во Дворцы бракосочетаний — и для родителей кого-то из нас они запомнились как свадебные автомобили, мчащие их к семейному счастью. 

Весьма замечательным был 195-сильный двигатель автомобиля, который так же использовался в бронетранспортерах. Среди достоинств ГАЗ-13 были также автоматическая коробка передач и возможность поднимать и опускать антенну и стекла простым нажатием кнопки. 

С приходом к власти Никиты Хрущева (1894–1971) в Гараже особого назначения произошли большие изменения: все иномарки оттуда пропали. А завод имени Сталина переименовали в честь Лихачева, и с 1959 года начали на нем производить правительственные ЗИЛ-111, напоминающие увеличенную «Волгу» ГАЗ-21 (6,16 м длины, двигатель V8 200 л.с.).

1456933003560

Представительские ЗИЛы предназначались для самого высшего руководства СССР, членов Политбюро КПСС — отчего в народе их прозвали «членовозами». Кроме того, они участвовали в самых ответственных мероприятиях и ритуалах. На них принимали парады на Красной площади, именно в кабриолете ЗИЛ-111 предстал перед ликующей Москвой первый космонавт Юрий Гагарин.

Следующая эпоха советского лимузиностроения началась с переходом власти от Хрущева к Брежневу (1906–1982). Леонид Ильич был большим ценителем автомобилей, особенно иностранных — но вместе с тем ратовал за создание отечественных моделей. Поэтому уже в 1967 году появляется ЗИЛ-114, ставший эталоном советского представительского автомобиля и называемый тогда визитной карточкой страны.

Корпус длинной 6,3 метра покоился на мощной раме и очень хорошей подвеске, что обеспечивало неслыханную ранее плавность хода — по этой причине несколько специальных вариантов автомобилей были переданы ведущим киностудиям в качестве операторских машин. Двигатель в 300 лошадиных сил делал его одним их самых быстрых правительственных автомобилей в мире. Всего было собрано 120 таких автомобилей.

1456933142076

К широко отмечаемому в 1977 году юбилею революции автопарк ГОН решили обновить. Однако новая «Чайка» ГАЗ-14, став длиннее, потеряла шарм своего предшественника — хотя приобрела такую полезную деталь, как кондиционер. Правда, некоторые чиновники ворчали, что кондиционер в машине нужен только загнивающему Западу (чтоб не так быстро загнивал), и предпочитали по старинке охлаждаться открытием окошка. 

Вместе с этим на новую модель пересело и Политбюро: в 1978 году появился ЗИЛ-115, позже переименованный в ЗИЛ-4104. Первые 25 автомобилей сразу же разобрали себе руководители партии и союзных республик. По своим техническим характеристикам ЗИЛ-4104 стал наиболее совершенным из отечественных «членовозов»: мощность возросла до 330 л.с. (100 км/час он набирает за 13 секунд), были решены мелкие проблемы, досаждавшие водителям и пассажиров предшествующих моделей. В разных вариантах он выпускался до 2002 года, а всего с конвейера сошли 320 машин. 

На специальных ЗИЛ-41045 впервые была установлен салон-бронекапсула, обеспечивающая большую безопасность, чем традиционные стальные вставки. Согласно расчетам, она может выдержать попадание снаряда малокалиберной пушки. Кроме того, на базе основного автомобиля были созданы два особых «реанимобиля» — на тот случай, если в поездке по стране вождей пролетариата подведет здоровье. Для периода конца 70-х — начала 80-х, когда генсеки были практически постоянно при смерти, это было очень актуально.

1456933231057

Увы, с началом «эпохи перемен» производство советских лимузинов начало сворачиваться. Сначала в 1989 году, под предлогом «борьбы с привилегиями», был прекращен выпуск «Чайки». Правда, сам Михаил Горбачев на «Волгу» пересесть не захотел, и даже заказал себе новый бронированный ЗИЛ-41045.

«Членовозам» вообще повезло чуть больше — их ещё долго использовали руководители постсоветских республик. Но, в конце концов, и их из ГОНа и других ведомственных гаражей постепенно вытесняли импортные лимузины.

Свою бессменную службу до сих пор несут только кабриолеты ЗИЛ-41044, на которых генералы уже третье десятилетие принимают на Красной площади главные военные парады страны. Ведь было бы весьма странно поздравлять с праздником Победы и приветствовать строй из салона «Мерседеса».

 

Сергей Кутовой

http://ussrlife.blogspot.co.il/2016/03/blog-post.html


Ключевые слова: либералы
Опубликовала Мария Грачёва , 23.11.2016 в 12:21

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Читать самые последние темы ЗДЕСЬ

"У него головы нет, а только…

"У него головы нет, а только черепная коробка..." - Козырев ответил Путину на жёсткое высказывание

21 окт, 13:44
-258 156
Всё сходится: Видимо, украин…

Всё сходится: Видимо, украинскую свинью готовят на убой в марте 2018-го?

21 окт, 13:06
+22 6
"Это будет не война, а очень…

"Это будет не война, а очень большая война..." - Трамп указом призывает 1000 пилотов - отставников

21 окт, 13:15
-75 38
Очень предсказуемо! Президен…

Очень предсказуемо! Президент Эстонии уверена, что шаг к примирению должна сделать именно Россия

18 окт, 10:41
-3 5
"А ты сбрось русский флаг — …

"А ты сбрось русский флаг — и посмотри, что будет!" - Америку заставят заплатить

13 окт, 09:30
+42 32
Неожиданный поворот: Конгрес…

Неожиданный поворот: Конгресс США признал, что Порошенко захватил власть на Украине

18 окт, 09:42
+5 4
"Есть ощущение, что мы стоим…

"Есть ощущение, что мы стоим на пороге нового шухера, и мало никому не будет..." - Мнение

16 окт, 10:59
+261 94
Что позволяют себе солдаты Н…

Что позволяют себе солдаты НАТО в Прибалтике?

18 окт, 10:18
0 1
Министерство финансов ответи…

Министерство финансов ответило на вопрос о выплатах гражданам с нефтегазовых доходов

17 окт, 09:52
-53 22
Блог
"У него головы нет, а только черепная коробка..." - Козырев ответил Путину на жёсткое высказывание

"У него головы нет, а только черепная коробка..." - Козырев ответил Путину на жёсткое высказывание

Живущий почему-то в США первый министр иностранных дел постсоветской России Андрей Козырев не слишком изменился с тех пор, как возглавлял при Ельцине МИД России. Прозванный "Мистер Да" министр исправно сдавал позиции России в любых вопросах, лоббируемых Соединенными Штатами. Сегодня он …

Агния *** * 21 окт, 13:44
-258 156
"Это будет не война, а очень большая война..." - Трамп указом призывает 1000 пилотов - отставников

"Это будет не война, а очень большая война..." - Трамп указом призывает 1000 пилотов - отставников

20 октября 2017-го года Президент США Дональд Трамп подписал указ, согласно которому ВВС США призывают на действительную военную службу 1 000 летчиков-пенсионеров. По закону США существуют очень жесткие ограничения, которые позволяют вновь призвать на службу ушедших в отставку…

Агния *** * 21 окт, 13:15
-75 38
Всё сходится: Видимо, украинскую свинью готовят на убой в марте 2018-го?

Всё сходится: Видимо, украинскую свинью готовят на убой в марте 2018-го?

Причитал я только что вот статью Мониторинг текущего майдана и пришел к выводу, что все сходится. Забой кабанчика 404 уже близок. Конкретно - март 2018-го года. Накануне президентских выборов в России. Именно тогда и произойдет Большая Провокация, которая бросит 404 в новую во…

Агния *** * 21 окт, 13:06
+22 6
Один вопрос на засыпку господам экономистам: Как раньше добивались бОльшего без чёртовых западных кредитов?!!

Один вопрос на засыпку господам экономистам: Как раньше добивались бОльшего без чёртовых западных кредитов?!!

Я бы задал всем нашим высоколобым экономическим начальникам и экспертам один простой, но, на мой взгляд, самый ключевой вопрос: – Как наша разрушенная Великой Отечественной войной страна через 16 лет после нее запустила в космос Гагарина, не имея западных кредитов? В обобщенное сл…

Агния *** * 21 окт, 13:01
+14 0
Что творится в мире? Похоже, момент Х совсем близок, раз подготовка к нему началась на высшем уровне?..

Что творится в мире? Похоже, момент Х совсем близок, раз подготовка к нему началась на высшем уровне?..

Так-с. Похоже, момент Х совсем близок, раз психологическая подготовка к нему началась на высшем уровне. В США заявили, что террористы готовят новое "11 сентября" Исполняющая обязанности министра внутренней безопасности США Элейн Дьюк считает, что террористические группировки г…

Агния *** * 21 окт, 12:54
+1 0
Газпром лишил Европу единства, а Польшу — смысла жизни. Crimson Alter

Газпром лишил Европу единства, а Польшу — смысла жизни. Crimson Alter

Встреча лидеров стран ЕС, которая прошла 19 октября, должна была стать «последним и решительным» боем против строительства «Северного потока — 2». В качестве главного оппонента российского проекта выступила премьер Польши Беата Мария Шидло, которая привезла в Брюссель традиционный набо…

Лев Барковский 21 окт, 11:03
+4 0
Путин предлагает Западу красную таблетку. Руслан Осташко

Путин предлагает Западу красную таблетку. Руслан Осташко

Выступление Владимира Путина на Валдае — это всегда событие. И дело тут не только в том, что Россия последние годы находится прямо в эпицентре самых важных геополитических событий, но еще и в том, что Владимир Путин — это единственный мировой лидер, который систематически использует та…

Лев Барковский 21 окт, 11:00
0 0
ВСУ и экстремисты: Киев стремится повторить «сербский сценарий» в Донбассе

ВСУ и экстремисты: Киев стремится повторить «сербский сценарий» в Донбассе

Упомянутые Дмитрием Песковым украинские экстремисты, которые придут в Донбасс после размещения наблюдателей ОБСЕ на границе с Россией, устроят в провозглашенных республиках этнические чистки по сербскому сценарию в Югославии. Такое мнение ФБА «Экономика сегодня» озвучил профессор РУДН …

Лев Барковский 21 окт, 10:59
0 0

Последние комментарии

Андрей Степанов
Юрий Семенов
Сергей Е-В
Светлана Рылова
Владимир Снигирев
Обсуждаемое
"У него головы нет, а только черепная коробка..." - Козырев ответил Путину на жёсткое высказывание
Агния *** * 21 окт, 13:44
-258 156
Всё сходится: Видимо, украинскую свинью готовят на убой в марте 2018-го?
Агния *** * 21 окт, 13:06
+22 6
"Это будет не война, а очень большая война..." - Трамп указом призывает 1000 пилотов - отставников
Агния *** * 21 окт, 13:15
-75 38
Очень предсказуемо! Президент Эстонии уверена, что шаг к примирению должна сделать именно Россия
Агния *** * 18 окт, 10:41
-3 5

Поиск по блогу

"У него головы нет, а только…

"У него головы нет, а только черепная коробка..." - Козырев ответил Путину на жёсткое высказывание

21 окт, 13:44
-258 156
Всё сходится: Видимо, украин…

Всё сходится: Видимо, украинскую свинью готовят на убой в марте 2018-го?

21 окт, 13:06
+22 6
"Это будет не война, а очень…

"Это будет не война, а очень большая война..." - Трамп указом призывает 1000 пилотов - отставников

21 окт, 13:15
-75 38
Очень предсказуемо! Президен…

Очень предсказуемо! Президент Эстонии уверена, что шаг к примирению должна сделать именно Россия

18 окт, 10:41
-3 5
"А ты сбрось русский флаг — …

"А ты сбрось русский флаг — и посмотри, что будет!" - Америку заставят заплатить

13 окт, 09:30
+42 32
Неожиданный поворот: Конгрес…

Неожиданный поворот: Конгресс США признал, что Порошенко захватил власть на Украине

18 окт, 09:42
+5 4
"Есть ощущение, что мы стоим…

"Есть ощущение, что мы стоим на пороге нового шухера, и мало никому не будет..." - Мнение

16 окт, 10:59
+261 94
Что позволяют себе солдаты Н…

Что позволяют себе солдаты НАТО в Прибалтике?

18 окт, 10:18
0 1