На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе!

14 959 подписчиков

Пересмотр закончится "Перепоказом".

 

 

Ещё двадцать лет назад ни о каком существенном пересмотре итогов Второй мировой войны (ВМВ) не могло быть и речи.

Сейчас эта тема не сходит с экранов телевизоров и страниц периодической печати. В основе концепции данного доклада лежит разделение проблемы на две составляющих:

1) Пересмотр характера участия в войне Советского Союза и его роли в достижении победы над агрессором. В авангарде этих идей выступают США, умаляющие вклад Советского Союза в Победу. Америку поддерживают ряд стран Восточной Европы, взявших курс на оспаривание справедливости участия СССР в освобождении Европы.

2) Территориальные притязания стран, уступивших во Второй мировой войне: официальных властей Японии к России; ряда организаций Германии к странам Восточной Европы; а также нескольких стран Восточной и Центральной Европы друг к другу. Для России в этом контексте важны проблемы Калининграда и Курильских островов.

В результате исчезновения советского «центра силы» Соединённым Штатам удалось осуществить кардинальный пересмотр степени вклада разных стран в победу во ВМВ в свою пользу. Часть российских и западных авторов оценивают распад СССР как конец системы международных отношений, основу и стержень которой образовали итоги ВМВ (Мунчаев Ш. М, Устинов В. М. История Советского государства. М., 2002 – С. 626).

Поэтому неудивительно, что ныне бытует мнение о том, что победа Советского Союза в Великой Отечественной войне в значительной мере стала возможной благодаря экономическому вкладу США (Там же – С. 479). При этом не учитывается, что сам Советский Союз произвёл военной продукции на сумму в 25 раз большую, чем получил (Там же – С. 480).

Существует мнение, что пересмотр итогов ВМВ касается только России, но это не совсем так. Наиболее яркий пример – Югославия, расколовшаяся почти так же, как и во времена фашистов. Кроме того, возобновились споры между некоторыми странами Восточной и Центральной Европы по территориальным вопросам (между Венгрией и Румынией, Словакией и Венгрией, Чехией и Германией) (Там же – С. 627). С 01.01.2002 года вступил в силу закон венгерского правительства о предоставлении льгот и привилегий соотечественникам в соседних странах.

В Румынии, весьма болезненно реагирующей на любые попытки Венгрии оспорить принадлежность Трансильвании, дошло до официального протеста и угроз (Там же – С. 311). Со времён окончания Первой мировой войны лишь в период фашистского господства Трансильвания принадлежала Венгрии.

При активно поощряемом Западом дистанцировании прибалтийских государств от России, надо учитывать наличие в этих странах значительного русскоязычного населения (Там же – С. 674).

Прибалтийские республики требуют от России денежной компенсации за якобы имевшую место оккупацию их территории Советским Союзом. В Латвии, Литве, Эстонии, а с недавнего времени ещё и в Молдавии, фактически люди, воевавшие на стороне фашистов, уравнены в правах с Советскими ветеранами.

Масла в огонь подливают и многочисленные организации землячеств тех немцев, которые после ВМВ были выселены из Восточной Пруссии и других районов Восточной Европы (Заболотный В. М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: Конец XX – начало XXI века. М., 2004 – С. 144).

Но самая большая опасность для целостности России заключается в потере Калининградской области, население которой 943 тыс. человек, из которых около 80% русские. В последнее время всё чаще можно слышать и в России разговоры о стремлении создать в рамках Калининградской области Русскую балтийскую восточнопрусскую республику.

В самом Калининграде подобные идеи активно пропагандирует движения «Республика», лидер которого С. Пасько планирует в случае реализации своего плана самостоятельные отношения Калининграда с Евросоюзом, учёт российских граждан на территории Калининградской области, не имеющих постоянной формы жительства в ней, фактически независимую от России внешнюю политику, собственную экономику, базирующуюся на добыче янтаря, свою конституцию, свой флаг и герб.

Мероприятия в поддержку своих идей сепаратисты планируют на день рождения Э. Канта и на день города – 4 июля. С. Пасько уверен в том, что хватит и незначительного повода для того, чтобы его движение пришло к власти, и надеется использовать опыт «цветных» революций.

Подобное развитие событий крайне выгодно практически всем силам: ЕЭС и США для ослабления России, Германии и Польше по причине возможности получения новых территориальных приобретений.

Для России же реализация подобного сценария крайне невыгодна, так как Калининград является мощным тыловым отрядом России за пределами натовских структур («Постскриптум», Информационно-аналитическая программа, ТВЦ, 09.04.2005, 21-00).

Активную позицию в отношении пересмотра итогов ВМВ занимает Япония. Это в первую очередь выражается в постепенном выбрасывании из учебников истории упоминания о геноциде китайского населения времён войны. Дошло до того, что в недавно вышедшем учебнике отсутствует даже какое-либо упоминание об этой печальной странице японской истории (Новости, «Радио России», 10.04.2005, 17-00). Выход этого учебника странным образом совпал с официальными претензиями Японии на вхождение в число постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Эти действия спровоцировали целую волну антияпонских демонстраций по всему Китаю с 4 по 10 апреля 2005 года. В Шанхае массовые манифестации привлекли на улицы более 10 тыс. человек. Дело дошло до столкновений и жесткого избиения группы японских граждан китайскими студентами. Посольство Японии в Пекине забросали тухлыми яйцами и камнями. Окрестности посольства подверглись откровенному погрому. Акции протеста продолжились в Женьмене и Гуанчжоу, собрав соответственно по 5 и 3 тыс. человек (Новости, Радио «Маяк», 10.04.2005, 16-00). В подобных действиях Японии незримо чувствуется рука США, которым выгодно столкнуть лбами две сильнейшие державы Азии.

Мы же должны помнить, что в срыве в 1956 году наиболее реального момента по разрешению территориального обустройства Курильских островов виновата отнюдь не Япония, а США. В решающей стадии переговоров, госсекретарь США Даллес заявил министру иностранных дел Японии Сигэмидзу, что если по мирному договору с СССР Япония признает Южный Сахалин и Курильские острова территорией Советского Союза, то Соединённые Штаты навечно сохранят за собой острова Рюкю, которые американские войска продолжали оккупировать со времён окончания ВМВ (Кузнецов Ю. Д, Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии. М., 1988 – С. 326).

Иными словами Японии запретили передачу Южного Сахалина Советскому Союзу, а затем дали понять, что подобная передача не имеет юридической силы, так как Япония от этих территорий уже отказалась. Но новые японские власти, не учитывая уроков истории, отклонили приглашение России участвовать в праздновании 60-летия Победы в Москве.

Отвечая на вопрос доклада: является ли пересмотр итогов ВМВ вызовом России, или, всё же, велением времени, следует учитывать сложность и неоднозначность проблемы. С точки зрения автора доклада, пересмотр итогов ВМВ это, конечно, вызов России, но не только ей одной.

Распад социалистической системы и СССР совпал с усилением на мировой арене Германии и Японии, а также с необузданными претензиями США на мировое господство. Поэтому пересмотр итогов ВМВ можно рассматривать как своеобразное веление времени. Тем не менее, в современном мире от чётко сформулированной и грамотно защищаемой позиции России в значительной степени зависит – обратятся ли вспять тенденции по пересмотру итогов ВМВ.

  Источник - А. А. Карпенко. .

Картина дня

наверх