На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе!

14 959 подписчиков

"Чем хуже, тем больше платить?" - Миллиарды рублей из здравоохранения РФ опять уйдут неизвестно куда

Когда в прошлом году в местной поликлинике автор материала получил от врача по окончании приема бумажку с текстом «стоимость бесплатно оказанной вам медицинской услуги составляет 7000 рублей», он счел это какой-то неуместной шуткой. Но теперь становится понятно — это была «первая ласточка», так нас стали приучать к мысли о том, что за бесплатную медицинскую помощь надо будет рано или поздно платить, что называется, по полной программе.

Второй «тревожный звонок» прозвенел в середине сентября 2017 года, когда министр здравоохранения Вероника Скворцова выступила с заявлением о финансовом наказании родителей, которые отказываются проходить со своим ребенком ежегодную противогриппозную вакцинацию.

По этому поводу в социуме поднялся большой шум, и вскоре чиновниками было сделано заявление в духе «слова министра были неправильно поняты». Но думать, что государство, испугавшись народного гнева, отказалось от подобных мыслей, было ошибкой.

Теперь, видимо, в ход пошла «тяжелая артиллерия»: некоторые российские СМИ опубликовали высказывание Владимира Путина о том, что нужно подумать, где (в здравоохранении) возможно какое-то софинансирование. То есть, какая-то медицинская помощь так и останется бесплатной, а за какую-то населению придется доплатить. По словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, президент впервые заявил о том, что такой подход приемлем и желателен в социальном секторе.

Возможно, это просто совпадение, однако накануне этого высказывания Владимира Путина стало известно, что Счетная палата, проанализировав бюджет Фонда обязательного медицинского страхования на 2018−2020 годы, обнаружила в нем нехватку средств в сумме 43,1 миллиарда рублей. В связи с этим выполнение «майских» президента о повышении зарплаты врачам может быть сорвано. Порядок направления дополнительно выделенных средств ФОМС на увеличение заработной платы аудиторам ведомства Татьяны Голиковой также не ясен. Примечательно, что в прошлом, 2016 году, ФОМСу уже не хватало денег на исполнение предыдущих «майских» указов.

Это тем более интересно, что денег-то в здравоохранении на самом деле много. Насколько много, говорит, в частности, президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский:

— Затраты на зарплаты врачам составляют 500 миллиардов рублей. А консолидированный бюджет системы ОМС и других бюджетов — 3,2 триллиона. Нормальное соотношение? Ну, вычтем из этих триллионов еще 700 миллиардов на зарплату младшему и среднему медперсоналу, вычтем лекарства. И где, спрашивается, остальные деньги из системы ОМС? Но самая, как говорится, «фишка» заключается в том, что к этим трем государственным триллионам надо прибавить еще столько же платежей от населения. А остальное где? У Минздрава же, которому вечно не хватает даже таких огромных деньжищ, единственным их источником почему-то оказывается не внутренняя оптимизация, а сам пациент. Который, кстати сказать, имеет наглость болеть и вынуждает растрачивать на лечение государственные средства. И человек, который уже заплатил своими налогами (и немалыми) системе здравоохранения, вынужден вновь залезать в собственный карман, чтобы достать оттуда еще.

Эксперты называют это, мягко говоря, неумным решением. Так что неудивительно, что за последние 2 года уровень доверия россиян к врачам упал с 55% до 36%. Не к здравоохранению в целом, к нему-то традиционно не испытывает теплых чувств порядка 70% россиян, а именно к врачам! Почти вполовину, огромный скачок. И это, на минуточку, данные ВЦИОМа, результаты опросов которого всегда выглядели щадящими по отношению ко всему, что касается государственных структур.

— Все это, — констатирует Александр Саверский, — отражение недоверия, конечно же, и к системе в целом, которая изворачивается и лжет. А чего удивляться, если субъекты федерации, чиновники, власть, судятся с людьми, среди которых, кстати, есть и дети, только чтобы не выдать пациентам лекарства, прописанные врачом. Только за прошлый год прокуратура выявила порядка 15 тысяч нарушений в сфере обеспечения граждан лекарственными средствами. А сколько осталось невыявленных? В прошлом году по результатам опросов 76% россиян посчитали лекарства недоступными, в этом году — уже 90%.

«СП»: — А из-за чего весь этот бардак?

— Из-за того, что, например, субъекты помощи стали паразитировать друг на друге. Живой тому пример — страховщики. Которые на самом деле никакие не страховщики, поскольку не располагают собственными деньгами, а просто прикидываются таковыми. Настоящим же страховщиком у нас является государство, которое собирает средства, отвечает за существующие в системе риски медицинской помощи и выплачивает деньги, когда наступает страховой случай.

«СП»: — Как бы там ни было, эти страховщики в медицине присутствуют, и на них возложена обязанность по защите пациента.

— Но это же все равно, как если бы защитой покупателя занимался сам магазин, который продает товар. Как он может защитить покупателя, если сам заинтересован в продажах? Так что истинная цель этих самых страховщиков — заработать как можно больше денег и как можно меньше отпустить их от себя. Как заработать? Да на сокращении издержек. То есть, грубо говоря, сделав объем медицинской помощи меньше, а ее качество — хуже. Более того, в систему обязательного медицинского страхования зачем-то пустили частный сектор. А создана-то была сфера ОМС изначально для государственных бюджетных учреждений. И тот тариф, который был там установлен, он просто помогал дофинансировать то, на что не хватало денег из бюджета. А теперь пришедшие «частники» говорят — послушайте, а ведь тариф-то маловат. Понятно, что он маловат, поскольку не для частников был придуман. Но, тем не менее, сейчас он растет, и в результате в сфере здравоохранения возникает куча дисбалансов. Так происходит, кстати, еще и от того, что у «частников» появляется право выбирать себе наиболее «лакомые» кусочки, самые интересные тарифы, самые прибыльные услуги. А у государства такого выбора нет. Естественно, государственный сектор разрушается, ему даже объедков с «царского стола» не остается. Да, вразрез с Конституцией России государственному сектору разрешили по умолчанию оказывать платные услуги, но это функция «частников». Зачем вообще нужно было сваливать все в такую кашу? В итоге частный сектор продолжает расти, государственный — падать. Количество платных услуг увеличивается, по разным данным, от 8 до 25% в год, а граждане продолжают платить из своего кармана за то, что у нас вроде бы должно быть бесплатным.

Является ли нынешняя «бесплатная» медицина бесплатной

Если в России отменят так называемую бесплатную медицину, большинство россиян этого даже не заметят.

Воскресная ремарка президента о том, что организация отрасли здравоохранения должна действовать так, чтобы человек понимал и свою собственную ответственность за здоровье, вновь поднимает вопрос о том, как должна выглядеть современная российская медицина и насколько допустима подмена качества услуг здравоохранения их бесплатностью.

Реалии XXI века и бурное развитие медицинских технологий вносят заметные коррективы в область здравоохранения, причем не только в России, но и в мировом масштабе.

Даром не надо

Одним из главных пунктов программы президента США Дональда Трампа, между прочим, был как раз пересмотр Obamacare — попытки его предшественника ввести хотя бы элементы гарантированного медобслуживания в стране, где оно до тех пор на 100% было страховательным. Нет страховки — умирай.

Но, на минуточку, половина американцев проголосовала за Трампа — хотя, казалось бы, одного этого его обещания было бы достаточно, чтобы провалить выборы с треском. Значит, бесплатная медицина не так уж хороша. Или, если быть совсем откровенным, не так бесплатна?

Вот Канада, мало чем отличающаяся от южного соседа, качественно отличается от него системой здравоохранения — что с гордостью подчеркивается даже в патриотических песнях для местных пионеров.

Но при первом же обращении в бесплатную клинику желание пользоваться услугами бесплатной медицины — а с ним и желание болеть — пропадает раз и навсегда. Бесплатный врач бывает только в мышеловке. Особенно такой врач, который не может отличить симптомы ОРВИ от симптомов менингита и пишет диагноз под диктовку самого пациента. Причем бесплатность эта — весьма условная, за сам факт визита в провинции Онтарио, например, все равно надо заплатить «франшизу» в 50 долларов.

Медицина — это та сфера, в которой философский выбор между «плохо, зато бесплатно» или «дорого, зато качественно» стоит с наибольшей остротой. Такой же острой, какой может быть зубная боль.

И вам не болеть

К сожалению, от научно-технического прогресса в медицине убежать невозможно, а новые технологии, новые лекарства неизбежно будут дороже старых, фаталистично замечает директор Центра политики в сфере здравоохранения при НИУ ВШЭ Сергей Шишкин.

Население стареет, потребность в медпомощи возрастает. Новые лекарства, новые виды диагностики, биомедицина и прочее — государство может в самом деле не потянуть всё это на себе. В медицинском сообществе в целом сложился консенсус: те услуги, которые бесплатны сейчас, таковыми и останутся. А вот новые сложные технологии могут стать платными, полностью или частично, для обеспеченных слоев населения уж точно,

Но поскольку прогресс не стоит на месте, те услуги, которые сегодня оказываются платными, вполне могут переходить в разряд бесплатных по мере того, как они устаревают и перестают быть редкими, трудоемкими, а потому — дорогостоящими, утешает эксперт.

Кузнец собственного здоровья

На экспертном уровне обсуждается и другая схема разделения бесплатной и платной медицины. Если человек заболевает по собственному разгильдяйству — например, из-за того, что курит, пьет, не чистит зубы, не практикует ЗОЖ — то связанные с нездоровым образом жизни заболевания ему придется лечить за свой счет. (Посещение спортзала или занятия йогой обходятся дешевле, чем сеансы у мануального терапевта, — это факт.)

В этой концепции выглядит вполне справедливым, если человек, не следящий за своим здоровьем добровольно, и поправлял бы его из своего кармана, хотя бы частично. Это, кстати, стало бы заодно и стимулом для граждан вести здоровый образ жизни,

говорит Шишкин.

На самом деле, уже и сейчас медицина в России по сути является бесплатной с большой натяжкой. Потому что не все врачебные услуги покрываются полисом ОМС, да и на те, которые им покрываются, можно стоять в очереди так долго, что за это время можно три раза умереть.

Дорого и сердито

Отдельный вопрос — качество медицинских услуг. В теории подразумевается, что за деньги качество услуг (это не только медицины касается) должно быть выше, чем при коммунизме. Но вот именно, что подразумевается. На деле же —

Никакой связи между платностью медицинской помощи и ее качеством не существует,

с врачебной прямотой отрубает Шишкин.

Самая распространенная практика в здравоохранении (в настоящее время, во всяком случае) заключается в том, что платные услуги оказывают те же самые государственные клиники, которые оказывают и услуги по ОМС. Или в каких-то частных клиниках работают те же самые врачи, которые в другое время работают в государственной системе здравоохранения.

Но когда они переходят от бесплатной процедуры к платной, они не привинчивают себе другие руки и не вставляют новые мозги. Если стоматолог не может качественно пройти канал бесплатно, то откуда у него возьмутся умения сделать то же самое за 6,000 рублей?

Три слоя сумрака

Идея софинансирования не несет в себе ничего критически нового, она просто добавляет еще одну ступеньку в существующую систему оплаты медуслуг, говорит член Координационного совета по здравоохранению при полпреде Президента в ЦФО Игорь Цикорин.

Первая ступень — это экстренная помощь, она бесплатна в России и во всем мире, и там никто у вас не спросит даже паспорта, тем более полиса. Вторая ступень — это полис ОМС, он доступен всем гражданам РФ. Третья ступень — это ДМС, добавочные платные услуги — примерно по такой же схеме, по какой можно получить обычное ОСАГО, а можно доплатить за расширенное,

сказал он

В такой многослойной модели медицинского страхования кроется одна «засада», которую по полной эксплуатируют дельцы от медицины — но законом это не запрещено, хотя в чем отличие этой схемы от мошенничества — тоже не вполне ясно.

Беда здесь не в том, что человека «раскручивают на бабки» — там с вами поступят в любом автосервисе, если увидят, что вы не отличаете ремень ГРМ от ремня безопасности. Беда в том, что дельцы в белых халатах постараются впарить вам лекарства и процедуры, которые будут не просто тяжелы для вашего бюджета — они могут быть в лучшем случае неполезны для вашего здоровья. А это уже граничит с врачебным преступлением, подчеркивает эксперт.

В интернете полным-полно объявлений о покрываемой ОМС — то есть бесплатной — диагностике чего угодно: суставов, зубов, внутренних органов… Но это — ловля на блесну. Потому что как только человек приходит на такую диагностику, у него немедленно „находят“ такой букет заболеваний, причем несовместимых с жизнью, что становится странно, как человек вообще до этого медкабинета дошел. А про то, что лечение будет бесплатным — об этом речи не шло!

вскрывает схему Цикорин.

Заметка на полях: У нас бесплатно пускают в кабинет врача и разрешают рассказать о своих проблемах. На этом бесплатная медицина заканчивается.Очень бы хотелось чтобы наши правители в установленном законом порядке лечились по ОМС в районных поликлинниках, а не за рубежом или в кремлёвских медучреждениях.Тогда бы они перестали трепаться о бесплатной медицине для народа и увидели профуровень современных медиков.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх