На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе!

14 956 подписчиков

Между молотом и наковальней: Европа осознала свое место в глобальной торговой войне

Ремарка МИД Франции про фактическое непризнание американских санкций в отношении Ирана является показательной – считает старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, эксперт по Франции Евгений Осипов

Напомним, что МИД Франции сегодня официально заявил, что Париж считает нелигитимными санкции США в отношении европейских компаний, которые ведут торговую деятельность с Ираном. Таким образом, эта ведущая страна Евросоюза продолжила свою линию по политике США в отношении Ирана и иранского ядерного соглашения, заключенного мировым сообществом в 2015 году.

При этом, возникает вопрос, а последуют ли за этим заявлением практические действия в случае, если американцы действительно введут санкции в отношении европейских компаний за торговлю с Ираном, ведь пока все эти моменты носят риторический характер.

«Лидеры европейских государств – прежде всего, Франции и Германии, а также Великобритании, не раз заявляли о том, что они остаются в ядерном соглашении с Ираном, несмотря на односторонний выход из него со стороны США», — заключает Осипов.

Данное многостороннее соглашение было заключено летом 2015 года и являлось компромиссом, как со стороны иранского политического руководства, так и администрации бывшего президента США Барака Обамы. При этом, текущий хозяин Белого дома действующий президент США Дональд Трамп выполнил наказ Республиканской партии и денонсировал данный документ.

Это событие, во-первых, усугубило и так непростую ситуацию на Ближнем Востоке – например, за выходом США из данного соглашения последовали атаки ВВС Израиля по иранским подразделениям в Сирии, а, во-вторых, поставило Европу перед серьезной дилеммой.

Эта дилемма заключается в выборе – либо следовать внешнеполитическому курсу США и вместе с Вашингтоном отвечать за все его действия, либо, наоборот, разработать и придерживаться собственной линии по этому стратегическому вопросу.

Пока европейцы пытаются действовать самостоятельно, но на сегодня эта проблематика не выходит за рамки политической риторики.

«Европейцы считают неправильным выход США из ядерной сделки с Ираном. Из этого логически следует то обстоятельство, что они должны поддержать свои национальные компании в случае, если они могут оказаться под действием американских санкций по той причине, что они, в свою очередь, зашли или хотят зайти на внутренний иранский рынок», — констатирует Осипов.

Как считает эксперт, скорее всего, так оно и будет – действительно, европейские государства будут пытаться защитить свой бизнес от агрессивных действий США, направленных на саботаж торгово-экономических связей Ирана с третьими государствами.

«В то же время, здесь нужно понимать, что зависимость европейских государств от экономики США является несоизмеримой от той выгоды, которую они могут получить от сотрудничества с иранской стороной», — заключает Осипов.

По словам Евгения Александровича, это свидетельствует о том, что европейские компании предпочтут самостоятельно уйти с иранского рынка для того, чтобы не потерять те контракты, которые они сегодня имеют в Соединенных Штатах.

«Такая политика может не коснуться европейских гигантов вроде французской компании Total, которая имеет долгую историю противостояния различным санкциям, причем касающихся не только США», — резюмирует Осипов.

Впрочем, это не отменяет главного факта, поскольку большинство европейских компаний должны будут выбирать – либо они работают на иранском рынке и не имеют доступа в США, либо они уходят из Ирана. При этом, не стоит сомневаться, что в большинстве случаев они сделают выбор в пользу американского национального рынка, поскольку они там смогут заработать гораздо больше.

«Впрочем, сами заявления европейских лидеров, касающиеся того, что они собираются поддержать свои национальные компании, являются знаковыми и представляют собой попытку сохранить лицо», — констатирует Осипов.

Другой вопрос, что ситуация, которая сегодня случилась с Ираном, может в ближайшее время повториться и с другими рынками, где европейцы имеют очень серьезные позиции. Это видно хотя бы из текущей внешней линии США, которые в одностороннем порядке и силовым путем пытаются продавить необходимые им решения в рамках глобальной политики.

В результате, непонятно – эти действия Франции и других европейских государств носят ситуативный характер или подобная манера поведения станет нормой в случае повторения таких кризисов в будущем.

«Это действительно может стать моделью для европейцев в случае глобального экономического противостояния – например, между США и Китаем или, как сегодня многие прогнозируют, между США и Японией», — заключает Осипов.

Такое противостояние в рамках глобальной экономики может начаться, но пока этого не произошло и европейским элитам удается договариваться с американцами по вопросам двусторонней торговли и экономическим связям с третьими государствами.

«Если же такое противостояние начнется, то европейцам придется принимать сложные решения, чтобы не оказаться между молотом и наковальней в рамках торговой войны между США и Китаем», — резюмирует Осипов.

Дмитрий Сикорский, ФБА «Экономика сегодня»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх