На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе!

14 959 подписчиков

Новая экономика, которой уже заждались - будет ли она делаться не по Кудрину?

Владимир Путин утвердил стратегию экономической безопасности России

Судя по всему, в какой-то незаметный для обывателей момент президент России окончательно перешел свой рубикон и начал делать шаги в сторону реального восстановления суверенитета не только в области внешней политики и обороны, чего мы наблюдаем уже несколько лет, но и в других сферах. Не успели мы порадоваться появлению Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, которую уже назвали Стратегией информационного наступления, как российский руководитель утвердил еще более важную «Стратегию экономической безопасности страны на период до 2030 года», а точнее стратегию мобилизации и рывка экономики.

Новая Стратегия принципиально отличается не только от предыдущей, принятой еще при Ельцине в 1996 году, но и от огромного количества документов изготовленных экономическим блоком правительства именно тем, что направлена не на интеграцию с «дорогими партнерами» любой ценой и закреплению за Россией статуса энергетического придатка Запада, а на восстановление экономического суверенитета страны. Собственно об этом и говорится в самом начале, там же поминают и «развитые страны цивилизованного мира».

«На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей. На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности», — гласит начало Стратегии. И вот что здесь интересно — нет ни слова ни про «невидимую руку рынка», не про либерализм, как единственный магистральный путь, ни про курс на то чтобы догнать и перегнать «самые развитые» страны. Из того, что мы привыкли слышать последние 25 лет – нет ничего. Зато есть четкое понимание, что мы Россиия--суверенная держава, которая видит и понимает все геополитические и геоэкономические риски конца власти глобалистов и готовится на них ответить. Вообще, после прочтения Стратегии складывается устойчивое ощущение, что к ее написанию приложил руку советник президента Сергей Глазьев, уж слишком многое там перекликалось с его программой.

Целями Стратегии называются: укрепление экономического суверенитета Российской Федерации; повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны.

Среди основных направлений для выполнения этих целей названы и уход от нефтегазовой зависимости, и предоставление производству «длинных» денег, и защита своих интересов внутри страны, а главное – за рубежом, и даже создание мобилизационного резерва на всякий нехороший случай, и продолжение импортозамещения. Даже борьбу с коррупцией указали. Все, о чем говорилось патриотами за последние годы, оказалось лаконично указано в этой стратегии. Из прошлой ельцинской, остались лишь направление на привлечение инвестиций, но отобрать и это у либералов — вызвать окончательно их вселенский вой.

Основными вызовами и угрозами экономической безопасности Стратегия признает.

«1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;

2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;

3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;

4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;

5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;

6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости;

7) деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;

8) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;

9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;

10) отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;

11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;

12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;

13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;

14) ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые "цепочки" создания добавленной стоимости;

15) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;

16) несбалансированность национальной бюджетной системы;

17) недостаточно эффективное государственное управление;

18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;

19) сохранение значительной доли теневой экономики;

20) усиление дифференциации населения по уровню доходов;

21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;

22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;

23) недостаточность трудовых ресурсов;

24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;

25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления»,
— говориться в ней.

А еще стоит отметить, чего в этой стратегии нет. Нет там ни повышения пенсионного возраста, ни святой веры в отмену санкций, ни обязательного исключительно для «дикарей» выполнения требований МВФ и ВТО. Нет даже увеличения налогов и вложение в «кубышку» из американских фондов. Если коротко, то там нет Кудрина, который только что похвастался своей новой «программой» для президента. Оказалось, опоздал.

Единственно, что действительно вызывает беспокойство, так это то, что воплощение ее в жизнь отдано на расправу Правительству РФ, которое состоит в основном из верных последователей Гайдара и Чубайса, и, мягко говоря, смотрит на экономику по-иному. Более того, они уже удачно похоронили майские Указы и есть реальные опасения, что все сказанное в Стратегии на практике будет размыто, затаскано, перевернуто, а то и просто не исполнено. Впрочем, Президент поручил им разработать в 3-месячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение. Вот через три месяца и посмотрим, что смогут разработать Медведев, Шувалов да Дворкович с Силуановым. И проконтролируем.


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх