На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе!

14 956 подписчиков

Польша топит печку ассигнациями в войне с российским газом

В Польше идет война с поставками российского газа. Поляки называют это умным словом — диверсификация. Сражение продолжается полным ходом и идет с остервенением Грюнвальдской битвы. Потери нешуточные, но односторонние. Теряет Польша. В этом месяце битва достигла апогея. Но в США довольны. О чем и заявил 20 июля Дональд Трамп.

Идея великого похода против «злодейств» монополиста «Газпрома» обретает в Украине и Польше нешуточные размеры, вплоть до маниакально-депрессивного расстройства. Польские политики, услышав слово «монополия», впадают в ступор и начинают генерить идеи одна глупее другой.

Например, в начале июля польский президент Анджей Дуда сделал заявление, что Польша отказывается от российского газа и будет закупать сжиженный газ в Катаре и США. И даже терминал соответствующий они уже построили.

«В наш терминал СПГ (сжиженного природного газа – прим. ФАН) в Свиноуйсьце пришли танкеры из США, показав, что все возможно. В данный момент ведется работа, направленная на заключение долгосрочного контракта», — гордо заявил польский президент.

Кстати, остров Свиноуйсьце в ходе Второй мировой был переименован немцами в Свинемюнде. Он печально известный тем, что на нем находился ракетный полигон, где Пуль Шмидт создал ракету Фау-1, а отец ракетной техники Вернер фон Браун — Фау-2. Именно они потом утюжили Британию, наводя ужас на жителей острова. Но это к слову, историческая справка. Теперь здесь создан терминал СПГ, который будет «утюжить» Польшу.

Американский президент тут же отреагировал на слова «долгосрочный контракт», с готовностью собаки Павлова. На этой неделе Дональд Трамп заявил, что готов заключить контракт буквально в течение 5 минут. Но ни через 5 минут, ни через 55 никакого контракта заключено не было. Вины президента тут, кстати, нет. Почему — чуть ниже.

России, в общем-то, вся это возня не только по барабану, но и по всему составу духового оркестра. Поставки российского газа в Польшу идут в основном по газопроводу «Дружба». Построен он еще в советские времена и идет — какой сюрприз! — через Украину и через Польшу, и дальше в Европу. Газопровод был сооружен в расчете на страны СЭВ, и именно Польша среди стран социализма была крупнейшим распределительным хабом. Иначе говоря, с победой рыночной экономики и после краха Украины Польша стала зарабатывать на транзите.

Как известно, в результате доблестных усилий украинцев их газотранспортная система будет закрыта за ненадобностью сразу же после введения в действие «Северного портока-2». С дивной синхронностью канкана.

Оба «Северных потока» при этом «пролетают» мимо Польши и втыкаются в немецкий городок Грайфсвальд. Теперь у Польши возникает выбор: покупать газ у Германии, на транзите в которую они раньше зарабатывали вместе с украинцами, или брать пресловутый сжиженный газ у США и Катара. Оба варианта для Польши неимоверно дороги.

Газпром же интересуют дорогие рынки сбыта, о чем неоднократно заявлял глава компании Алексей Борисович Миллер. Польша этим рынком не является — она ищет, где подешевле, и отказ Польши от российского газа в нашей стране никого не огорчает. Правда, ей самой это выходит дороже. Зато берет не у России. За что боролись.

Кстати, поставщиков сжиженного газа дешевые рынки тоже не интересуют. Газовозы поступают на терминалы не беспрерывным потоком. СПГ с них еще до прихода судна на терминал идет на свободные рынки, по биржевому принципу — в лизинг или по спотовым ценам. Долгосрочные контракты, тем более от имени государства, в этом случае физически не могут быть заключены.

И газосжижающие предприятия, и терминалы, и танкеры, а иногда даже и месторождения принадлежат частным компаниям. Каким образом Дональд Трамп может принудить их поставлять сжиженный газ именно в Польшу, да еще по фиксированным ценам!?

Вообще в этом польском проекте абсурда набито как блох в собаке. Во-первых, учитывая, что треть всего сжиженного газа производится в Катаре, а это около 100 миллионов тонн. Зачем нужен американский газ, общие поставки которого вряд ли до 2020 года ВО ВСЕ страны Европы не превысят 45 миллионов тонн. Совсем непонятно. Сколько достанется Польше, которая неконкурентоспособна как покупатель?

В принципе, американцы со своим СПГ на европейском рынке всего второй год, причем 2016 для них был провальным, результаты 2017 тоже оптимизма не вызывают. С катарским сжиженным газом американский конкурировать не может — все же вести через целый океан, что делает его уж совсем дорогим. Да и вообще, зачем большинству стран Центральной Европы американский газ, если тут под боком есть катарский?

Да и вообще, зачем американский, если есть дешевый российский? Для сравнения: экспорт российского газа в Европу в 2016 году почти в 40 раз превысил объемы поставок американского СПГ и составил 19,9 млрд кубометров (сжиженный газ принято измерять в тоннах, а не кубометрах).

Что делает сжиженный газ дорогим? Да, на первый взгляд выглядит все симпатично. Сжиженный газ в 600 раз меньше по объему. Его удобно хранить, особенно если хранение должно быть длительным. Кстати, именно поэтому его цена на рынке изначально выше. Купив партию, вы можете спокойно ждать конъюнктуры и более выгодные предложения из принципа — не хочешь, не бери.

Но зато вам нужно построить завод, на котором газ проходит многократный процесс. Газ переводится в состояния жидкости поэтапно: метан — ступенчато опуская температуру, пропан-бутан — повышая давление. Процесс это длительный, дорогой, сравнимый с процессом крекинга — переработки нефти.

Вам нужны дорогостоящие транспортные средства, оборудование специальными цистернами по принципу сосуда Дьюара, нечто вроде огромных термосов для охлажденных веществ. Все это очень дорого.

Наконец, логистика. Каждый день пути танкера в море стоит денег и немалых. Да и терминалы в порту приемки и отгрузки стоят так же недешево, как и стоянки судов в них.

Да и вообще, использовать этот газ для отопления, это — перефразируя Менделеева — топить ассигнациями. Например, американцы начали производство сжиженного газа вовсе не для этих целей. Экспорт — побочный продукт. Главная цель — перевод на СПГ транспорта.

Начиная с 1990-х годов, появились различные проекты использования СПГ в качестве моторного топлива на водном, железнодорожном, автомобильном транспорте. Чаще всего с использованием переоборудованых газодизельных двигателей.

Уже существуют реально работающие примеры эксплуатации морских и речных судов на СПГ. В России налажен серийный выпуск тепловоза ТЭМ19-001, работающего на СПГ. В США и Европе появляются проекты по переводу грузового автомобильного транспорта на СПГ. Даже существует проект разработки ракетного двигателя, который будет использовать в качестве топлива «СПГ + жидкий кислород».

Поэтому пока дело не идет далее хвастливых заявлений польских политиков и рассказов об «удачных» экспериментах по приему американского сжиженного газа. Польше тем временем усиленно закачивает в хранилища российский газ. На будущее.

То есть остатки мозгов еще есть.

Олег Денежка, РИА ФАН

https://news-front.info/2017/07/22/oleg-denezhka-polsha-topi...

Картина дня

наверх