Итак, давно ожидавшееся и неоднократно анонсированное решение о поставках из США на Украину "продвинутых оборонительных средств" принято окончательно. В Киеве празднуют очередной триумф, полагая, что теперь победы над сепаратистами уже в кармане, хотя некоторые военные эксперты говорят, что эффект от появления на вооружении ВСУ противотанковых ракетных комплексов Javelin сильно переоценивается украинской стороной.
Пока сложно оценивать, насколько существенным окажется превосходство в вооружении, но вероятность того, что паритет окажется чувствительно нарушен, вовсе не нулевая. Ощущение собственного превосходства может подтолкнуть Киев к более решительным наступательным действиям. Штурма в Донецке и Луганске ожидают в самое ближайшее время. Никогда за весь период боевых действий концентрация украинских войск на линии соприкосновения не была так высока, как сегодня. Подготовку наступления Киевом связывают с желанием "наших партнёров" максимально омрачить предвыборную кампанию в России. С одной стороны, российские власти воздерживались пока от прямой, открытой военной помощи республикам, с другой, Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что Россия не допустит резни русских в Донбассе.
Обострение на фронте, несомненно, поставит российское руководство перед непростым выбором.Ещё в сентябре, выступая на пресс-конференции в Китае, президент России предостерёг Америку от поставок вооружения Украине. Необычным в его заявлении было то, что он прибег к угрозам, пообещав, что в ответ ДНР и ЛНР начнут перебрасывать оружие, значительные запасы которого у республик имеются, на украинскую территорию, "в чувствительные для Киева места". Недавно глава ДНР Александр Захарченко подтвердил, что готов вооружить три тысячи украинских партизан пистолетами, автоматами и снайперскими винтовками донецкого производства. Суть, конечно же, не в пистолетах и автоматах. Если бы на Украине имелось бы подобное количество людей, готовых к подпольной вооружённой борьбе с властями, то за три с лишним года оружием они как-нибудь сумели разжиться.
Речь идёт о том, чтобы запустить на Украине механизм партизанской войны. На мой взгляд, вероятность такого запуска крайне низка, поскольку активисты, способные к решительным действиям, или давно выдавлены из страны, или содержатся в местах заключения. Реальный сценарий, который, похоже, имеется в виду, несколько иной. Партизаны, среди которых будут, конечно, уроженцы Харькова, Одессы, Херсона, других городов и областей, могут материализоваться на Украине как бы из ниоткуда. Им помогут в их священной миссии борьбы с нацистами добровольцы из ДНР, ЛНР, России. Как далеко они могут продвинуться в своей освободительной борьбе, не ясно, но возьмём самый умеренный вариант — как минимум до границ бывших Луганской и Донецкой областей.
Есть и ещё одна история, также рассказанная в эти дни людьми из окружения Александра Захарченко. Южная Осетия официально признала ДНР и ЛНР и связана с ними межправительственными договорами, во исполнение которых она вполне может оказать мятежным территориям помощь современными, высокоточными и эффективными системами вооружений. Такие поставки выровняют ситуацию и вернут паритет. Где Южная Осетия будет приобретать современное оружие, никого не касается, но нет никаких сомнений, что по просьбе извне Цхинвал легко станет перевалочной базой для переброски средств обороны, а то и наступления в признанные им республики.
В любом случае, иллюзии Киева относительно скорой победы в связи с решением Вашингтона рассеются, я думаю, довольно быстро. Но, с другой стороны, действия американцев стремительно приближают момент расплаты, задействования, условно говоря, варианта, опробованного в Абхазии и Южной Осетии в 2008 году. То обстоятельство, что в сентябре, вопреки обыкновению, Владимир Путин позволил себе пугать "наших партнёров" сценарием разворачивания войны по всей украинской территории, говорит о том, насколько серьёзно он относится к перспективам обострения ситуации и нарушению паритета в вооружениях.
Экс-спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе рассказывала, что незадолго до августовских событий 2008 года Путин, который был тогда премьер-министром, предупредил Михаила Саакашвили, что в случае попытки штурма Южной Осетии Россия обязательно вмешается. Сейчас тот же Путин сказал о том, что "мы не можем допустить резни и не допустим". Это тоже можно считать достаточно внятным предупреждением. Но, похоже, его не услышали ни Киев, ни Вашингтон.