На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе!

14 959 подписчиков

Казус Белых. Много ли губернаторов погорят из-за «чёрной кассы»?

За последние 4 года под следствием оказались 6 глав регионов. По мнению эксперта, в отдельных случаях на преступление губернаторов толкает не только жажда наживы, но и пустой региональный бюджет.

Прокуратура попросила суд приговорить бывшего губернатора Кировской области Никиту Белых за получение взятки к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима с запретом в течение 8 лет после освобождения занимать руководящие должности в органах власти. Кроме того, Белых просят оштрафовать на 100 млн рублей.

В последние несколько лет в связи с обвинениями во взятках попали под следствие и были отстранены от должности сразу несколько руководителей регионов: Александр Хорошавин (Сахалинская область), Вячеслав Гайзер (Коми), Михаил Юревич (Челябинская область), Александр Соловьев (Удмуртия) и Леонид Маркелов (Марий Эл). На чём они — среди прочего — погорели, АиФ.ru выяснял у заместителя директора «Центра политических технологий», политолога Алексея Макаркина.

Глеб Иванов, АиФ.ru: Алексей Владимирович, почему за последние несколько лет на взятках попалось так много губернаторов?

Алексей Макаркин: Я бы не сказал, что попадаются только губернаторы. За тот же срок в поле зрения правоохранительных органов попали с десяток мэров, множество вице-губернаторов. Просто это фигуры рангом поменьше, поэтому о них не так часто пишут в федеральной прессе.

Что касается вопроса о том, почему региональные начальники берут взятки, то дело не только в желании пополнить свой тайный счет в швейцарском банке. Во многих регионах есть такое понятие, как «чёрная касса». Допустим, вам хочется у себя в области осуществить какой-нибудь престижный, социально значимый проект: разбить парк в райцентре или церковь построить. Денег на это в бюджете нет. Тогда вы вызываете к себе крупного областного предпринимателя и говорите ему: «Дорогой, я твои проекты поддерживаю, теперь и ты мой поддержи». И предприниматель или деньги выделяет, или строит на свои средства церковь или парк, понимая, что в противном случае ему грозит повышенное внимание со стороны правоохранительных органов региона.

Это, кстати, как раз случай Белых. Он ведь, согласно заявлению его адвокатов, получил 100 тысяч евро в качестве «спонсорской помощи во внебюджетный городской фонд для реконструкции объектов в Кировской области». Только закону вовсе не важно, берете вы деньги для себя любимого или для своей области. Любое подношение всё равно считается взяткой.

— «Чёрная касса» нужна, потому что денег на подобные проекты в регионах катастрофически не хватает?

— Безусловно, денег многим регионам не хватает. Тем не менее далеко не всегда проекты, которые реализуются через «чёрные кассы», действительно нужны области. Чаще средства тратятся на разные престижные проекты, практическая польза от которых обычно невелика. Памятник какой-нибудь поставить, мемориал открыть. Редко деньги берут, например, на реконструкцию дорог.

Но такие громкие проекты призваны показать федеральному центру, что губернатор умеет управлять регионом в условиях скудных ресурсов. Центр обычно не всматривается, за чей счет они реализуются. Тем более, если у губернатора есть друзья и покровители наверху. Но, когда этих друзей или покровителей отправляют в отставку или переводят на менее значимые должности, губернатор становится уязвим. Тут-то за него и могут взяться правоохранительные органы.

Причем, я думаю, даже после серии посадок губернаторов такие схемы не исчезнут. Просто главы регионов будут действовать осторожнее.

— Во многих российских СМИ отношение к Белых значительно более дружелюбное, чем к тому же Хорошавину. Почему так?

— Во-первых, более мягкое отношение к экс-главе Кировской области объясняется тем, что он брал деньги не для себя, а для области. Хотя подчеркну: с точки зрения права это всё равно преступление. Но в России всегда к человеку будут лучше относиться, если он пострадал не ради себя, а ради других.

Во-вторых, сумму взятки тоже нельзя назвать космической: в общей сложности «всего лишь» 600 тысяч евро. У губернатора Хорошавина, например, она равняется 5,6 млн долларов. У Гайзера — 3,3 млрд рублей. И при обыске у Белых не нашли несметных богатств: две квартиры в Перми, автомобиль, коллекция часов, и всё это на сумму в 10 млн рублей. Сравните с роскошными виллами и золотыми ручками Хорошавина, у которого личного имущества насчитали на 1,1 млрд рублей.

Наконец, когда-то Белых состоял в «Союзе правых сил», был близок с Немцовым. Для либеральной части нашего общества он свой. К тому же в области он прослыл губернатором-реформатором, действительно пытался что-то изменить к лучшему в своем регионе, который много лет числился в отстающих. Мало что получилось, но репутация есть репутация.

Глеб Иванов



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх