На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе!

14 956 подписчиков

Лечение преувеличением: как клепаются мифы об украинском величии

Почему только смехом можно побороть серьезность глупости

«Комплекс неполноценности» молодой государственности на Украине настойчиво преодолевается манией самоувеличения. Недавно СМИ облетело дивное откровение голоса Евромайдана певицы Русланы: «Наши корни говорят о древних культурах и цивилизациях. Страна, которая имела скифов, сарматов, Триполье, шумеров, и нам бы с Египтом соревноваться каждый день по достоянию». Теперь блогосфера устойчиво называет активистов Майдана не иначе, как «шумерами». Другой известный патриот, заместитель председателя Украинской Республиканской партии Ростислав Новоженец заявил: «Мы дали миру первую цивилизацию, первое государство, первое колесо, земледелие, плуг. Все это достояние украинцев, которые поделились этим с миром…» Сказано на полном серьезе — патриотизм вообще неулыбчив.

Легендарный средневековый король Артур, оказывается, тоже выходец из украинских степей, — сообщает нам политолог Александр Палий, а известный журналист Евгений Киселев излагает, что «киборги» Донецкого аэропорта — наследники воинов Бородинского сражения: «Украинская группировка отступила из аэропорта Донецка по примеру своих предков, сражавшихся на Бородинском поле… Сдали Москву тогда, для того, чтобы перегруппироваться и перейти в наступление. Очевидно, в данном случае мы имеем дело с чем-то подобным». Если предки «киборгов» герои Бородина, то почему улицу Кутузова в Киеве переименовали? А теперь, видишь, ластятся.

Любовь к пафосу, к дешевым эффектам, к лжеистории приводит к тому, что украинские националисты и обслуживающий их персонал стали абсолютно смехотворны, и это обнаружилось ещё сто лет назад. Вот, например, как описывал будни петлюровской УНР (от которой возводит свою родословную майданный режим) замечательный писатель Константин Паустовский: «Накануне по городу были расклеены объявления от коменданта. В них с эпическим спокойствием и полным отсутствием юмора сообщалось, что Петлюра въедет в Киев во главе правительства — Директории — на белом коне, подаренном ему жмеринскими железнодорожниками. Почему жмеринские железнодорожники подарили Петлюре именно коня, а не дрезину или хотя бы маневровый паровоз, было непонятно… Коня покрывала голубая попона, обшитая желтой каймой. На Петлюре же был защитный жупан на вате. Единственное украшение — кривая запорожская сабля, взятая, очевидно, из музея… Гайдамаки с длинными синевато-черными чубами — оселедцами — на бритых головах напоминали мне детство и украинский театр. Там такие же гайдамаки с подведенными синькой глазами залихватски откалывали гопак: «Гоп, куме, не журысь, туды-сюды повернысь!»« Похожие описания искусственности, запредельной фальшивости происходящего оставили и Владимир Короленко, и Михаил Булгаков, да и мы сами можем наблюдать воочию.

Поскольку фальшивый мирок национал-патриотических мифов (от шумеров до лучших «друзей еврейского народа» Петлюры и Бандеры) легко разрушить научными фактами, дорываясь до власти националисты провозглашают всю предыдущую историю «неправильной» и налагают целую череду запретов. Запрещают фильмы, книги, саму историю.

Дело доходит до абсурда и международных конфузов. Популярный британский историк и писатель Энтони Бивор, чью книгу «Сталинград» недавно запретили на Украине, ошарашенно разводит руками: «Я должен отметить, что это звучит совершенно потрясающе… Я не был способен понять, почему Украина это сделала. У меня нет никакой подсказки, потому что я не могу понять — какой там украинский аспект книги… Я не могу вообще представить, что именно они считают антиукраинским в книге». Ну что ж, наследникам короля Артура виднее, какие книги и фильмы запрещать, дабы не поранить свою хрупкую психику.

Поразительный комизм украинского национализма возникает из-за поставленной перед ним театральной пафосности идеологических задач при архаичной нелепости инструментария. В природе комического есть приём «несоответствия»: публике смешно, когда глуповатый герой старается выглядеть солидней и умнее, чем он есть на самом деле, но эти тщетные попытки постоянно проваливаются. Вот в Прилуках Черкасской области гражданский активист Сергей Трушкин нудно изводил продавщицу магазина требованием разговаривать с ним только на государственном языке. В результате, на стенания активиста вышел муж продавщицы и просто дал назойливому патриоту по шее. Что же делает наш герой? он бежит в мэрию и жалуется заместителю мэра на лютую несправедливость, о чем громогласно сообщает в соцсетях. Он даже не понимает, насколько смешон тип, получивший от мужа за настырное филологическое домогательство к чужой жене, а потом бегущий по этому поводу жаловаться в мэрию.

Или возьмём, к примеру, известного музыканта Олега Скрипку, который объявил всенародный «алярм» по поводу знаменитой песни Сергея Шнурова про лабутены: «Украинцам срочно надо учиться противостоять российскому культурному колониализму, ведь сейчас мы живем с вами в стране, где запрещен украинский язык! Я уверен, есть структуры, которые сознательно уничтожают украинский язык в Украине. Что это за структуры — не знаю, но их деятельность привела к тому, что наше общество куда охотнее заглатывает «Лабутены» с матом на вражеском языке, а не песню «Січове військо»«. Напали на Скрипку лабутены…

Изначально в словах «активист» и «патриот» нет ничего плохого. Наоборот, желание занимать активную жизненную позицию и быть патриотами своего Отечества всегда приветствовали в нас окружающие и целенаправленно развивала школа. Однако в случае с современной Украиной оба слова стали едва ли не ругательствами, потому что приобрели иной, людоедский смысл. Вместо доброжелательности — ненависть, вместо солидарности — злоба. У по-настоящему умного человека интеллект подразумевает ещё самоиронию и юмор, а здесь весь интеллект ушёл в высокопарную глупость.

Поразительно, как Андрей Данилко в своих клипах угадал типажи Майдана, которые из заводных сердючкиных песен вылупились наружу, к сожалению, оставив внутри экрана веселье и доброту. Помните демонстрацию в январе 2014 года, когда толпа киевлян вывалила на улицу в кастрюлях на босу голову? Посыл понятен: карнавальностью и нелепостью нарядов высмеять так называемые «диктаторские законы» (которые, к слову сказать, нынешней властью уже превзойдены).

Однако «активисты» не учли современный контекст действа: если средневековый карнавал со своей нарочитой нелепостью быстро истирался в памяти людей, возвращая их в привычное русло жизни, то фотографии людей с кастрюлями на голове — это праздник, который всегда с тобой. Кастрюли намертво прилипли к образу и вне актуального контекста стали наглядной иллюстрацией феерической глупости людей, которые терпели переносят все сюрпризы, которые преподносит им власть.

Зловонным облаком плывёт над Украиной бандеровское «героям слава». Набил старушке-пенсионерке шишку на митинге — «активист», написал гадость в интернете — «кибер-воин»; отдельные «патриоты» вообще нацепили на себя нацистские закорючки, за которые в былое время лупили бы их отцы ремнем по голой арийской заднице — только бы холка дергалась.

Здесь должна подключаться компенсаторная, защитная функция смеха. Еще английский философ Герберт Спенсер рассматривал смех, прежде всего, как физиологическую реакцию организма на нервное напряжение и перевозбуждение, а многие сторонники теории естественного отбора вообще считают, что развитие у человека чувства юмора есть убедительное доказательство эволюции человеческой психики. У тех, у кого это чувство присутствует, больше шансов выжить.

Константин Кеворкян, Украина.ру

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх