На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе!

14 955 подписчиков

Виктор Солкин: «Культ мумий» придуман Западом

Российский египтолог убежден, что причина относительно безболезненного выхода Египта из смуты — тысячелетние традиции жизнелюбия   

Египет — страна, которую русские любят, несмотря ни на что: в девяностые он стал местом туристического паломничества из России, и только ленивый не успел сфотографироваться на фоне Сфинкса и великих пирамид. Впоследствии ежегодный отдых в Египте стал привычным элементом быта сотен тысяч российских семей, и сейчас Россия искренне скучает по авиасообщению с Египтом.

Между тем впервые русские побывали в Египте семьсот лет назад, и рассказы о «земле златоструйного Нила» на Руси передавались не только в популярных «путешествиях», но и в духовной литературе — ведь именно Египет когда-то был колыбелью христианского монашества. Что ценного можем мы почерпнуть в истории Египта? Чему она может нас научить? Почему Египту удается переживать революции куда спокойнее, чем многим соседним государствам? Обо всем этом «Русская Планета» поговорила с руководителем Ассоциации по изучению Древнего Египта«Маат», заведующим Отделом Востока Библиотеки им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО Москвы историком Виктором Солкиным.

— Многие люди думают, что египтология — это нечто, не имеющее интереса для современности. Для чего нужно популяризировать египтологию?

— Человеку свойственно задумываться о себе, заглядывая в прошлое, пытаясь вернуться к истокам. Древнеегипетская цивилизация — одна из древнейших на планете, и ее наследие огромно. Климат Нильской долины позволил сохранить до нашего времени очень много памятников: это древнейшие папирусы с текстами, которые датируются XXVI в. до н.э., содержимое гробниц царей и простолюдинов, грандиозная храмовая архитектура. Если же говорить не о памятниках, а об идеях, то это абсолютно сложившиеся жанры литературы, сложнейшее и очень интересное мировоззрение, размышления о человеке, его жизненном пути, судьбе, взаимоотношениях с Богом, предками и потомками. Неслучайно античность считала Египет страной мудрости, а многие идеи и мысли эпохи фараонов восхищали мыслителей эпохи Возрождения. Через них связь с Египтом сильна и у нас. Как говорил профессор Борис Тураев, один из основателей египтологии и вообще науки о Древнем Востоке в России, «какую бы область человеческой жизни вы не взяли, исследуя ее истоки, вы непременно придете в Египет». Как такое может не заинтересовать?

— Почему же на современную Европу гораздо больше повлияли воинственные древние Рим и Греция, а не мирный Египет?

— Древний Египет открылся для Европы гораздо позже, чем античность. Память о Египте, безусловно, всегда существовала, доходя порой до анекдотов, когда, например, монах Нанни из итальянского городка Витербо услужливо составил описание истории рода для папы римского Александра VI Борджиа, в котором подробно и «правдиво» повествовалось о том, как его род восходит аж к самому египетскому богу Осирису и его супруге Исиде! «Быть египтянином», т.е. быть приобщенным к некой тайной, божественной мудрости, считалось почетным вне зависимости от конфессии. Но это все были, конечно, осколки знаний о Египте. Первооткрывателем «чуда на Ниле» для Европы стал Наполеон Бонапарт, а точнее, ученые из его свиты, высадившиеся в Египте в 1798 году. Военная кампания Бонапарта провалилась, а вот культурный подвиг, наоборот, был совершен, и вскоре египетская тема стала чрезвычайно популярной в Европе. Любопытно, что Россия узнала о Египте раньше. Первые упоминания о русских путешественниках в землю «златоструйного Нила» датируются XIV веком, позже жанр «Хождений» был чрезвычайно популярен в просвещенной Московии. В прошлом году исполнилось 200 лет старейшей отечественной коллекции древнеегипетского искусства, новую экспозицию которой я курировал в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского. Там есть памятники, сопоставимые с египетскими шедеврами лучших европейских собраний.

— Египет уже более века служит кормовой базой для лжеученых, вещающих (в том числе по телевизору), что пирамиды были построены инопланетянами. Можно ли привести аргументы, доказывающие, что пирамиды строили сами египтяне?

— Вопрос скорее в другом: хотят ли видеть массу доказательств малообразованные шарлатаны, получающие от своих баек про «працивилизацию» или «фрезу» в Египте большую прибыль с доверчивых людей? Нет, конечно! Для примера возьмем многострадальные пирамиды Гизы. Многолетние исследования американского археолога Марка Ленера выявили здесь и некрополи строителей комплекса, и каменные разработки, и орудия труда, и даже фундаменты огромных амбаров с остатками провизии и системами конвейерного хлебопечения! Прибавим к этому письменные документы о снабжении великой царской стройки провизией, биографические надписи архитекторов и его помощников, пометки с именами царей на камнях, из которых построена пирамида, причем на тех гранях, которые были обращены внутрь кладки. Вспомним еще подробные описания арабских хронистов того, какое именно царское погребение, с какими предметами были найдено в Великой пирамиде в IX веке халифом Аль-Мамуном, и, конечно, преемственность форм в архитектуре пирамид.

Виктор Солкин

Виктор Солкин. Фото: Из личного архива

— Значит, как-то справиться с этими лжеучеными не получится?

— Понятно, что вокруг экзотических тем шарлатаны были всегда и будут впредь, однако печально, когда россказни про Атлантиду и тому подобное идут из уст не «экспертов» желтой прессы или соответствующих каналов телевидения, а в фильмах, которые транслирует государственный канал «Культура». Это — невероятный позор.

— Если верить классику австрийской школы экономики Карлу Поланьи, в Египте рыночная экономика занимала скромное место по сравнению с плановой — с системой распределения товаров, созданной фараонами. Как была организована экономика этого древнего государства?

— Все верно. Основными собственниками в Египте были, во-первых, царь, который понимался как владыка всего, что есть в стране, во-вторых, храмы, обладавшие гигантскими хозяйствами, а также пирамидные комплексы царей, которые в определенные эпохи были крупными экономическими единицами. Чтобы вы понимали размах, например, хозяйства крупнейших храмов, напомню, что согласно тексту т.н. «Большого папируса Харрис» (этот свиток длиной 40 метров хранится в Британском музее), только при одном царе — Рамсесе III — храмам страны было даровано 2954 квадратных километров пашни, т.е. около 15% всей обрабатываемой земли страны, к которой прилагались почти 108 тысяч крестьян, мастеров, служащих. Дары в золоте и иных драгоценных материалах были колоссальными. Храмы и царское хозяйство были частью обширной и сложной сети обмена продукцией, на которой держалась экономика страны. На этом фоне бартерная рыночная экономика была вторичной. Напомню: полноценные деньги появились в Египте только в IV в. до н.э. для оплаты труда иноземных наемников в армии. До этого наряду с бартером активно использовались весовые меры различных металлов, чаще всего — в кольцах.

— Древний Египет современные историки знают в основном благодаря захоронениям, и из-за этого в массовой культуре он ассоциируется в основном с мумиями, тенями — другими словами, со смертью. Был ли в действительности Египет настолько мрачным обществом?

— «Культ мумий» придуман Западом и, прежде всего, Голливудом, который так отреагировал на ореол мистики и тайны вокруг культуры Египта. На самом деле даже предметы погребального инвентаря зачастую пронизаны страстью к жизни, ведь египтяне мыслили жизнь земную, как часть «ахау» — бесконечно долгого срока существования человеческой сущности. Вспомните, в центральном зале-атриуме Египетского музея в Каире под стеклянным колпаком демонстрируются расписные, яркие полы дворца, по которым когда-то ходила Нефертити и ее предки — озеро, по берегам — заросли папируса и камышей, разлетающиеся в разные стороны утки, бегущие бычки, ныряющая в воде стаи рыб… это сама жизнь. На втором этаже этого же музея — обитый золотом наос, ящик для статуи божества, покрытый рельефными изображениями. На одном из них — все те же заросли, Тутанхамон, сидящий на табурете и целящийся в птиц из лука; перед ним — его юная супруга, дочь Нефертити — красавица Анхесенамон, привычным жестом протягивающая мужу стрелу. Все это просто наполнено жизнью.

— Как отразилась недавняя смена власти в Египте на культурном наследии этой страны, многое ли уничтожено в ходе боев?

— Египет прошел через годы больших испытаний — и прошел их с честью. Заметьте, я намеренно говорю об этом в прошедшем времени, так как надеюсь, что все самое сложное — позади. Сохранена светская идеология страны, свергнут режим исламистов, очень многое понято и переосмыслено. Те, кто кричал про «плохое время» президента Мубарака, давно притихли, многое пережив. Я совсем недавно был в стране и радовался, видя свежеокрашенные фасады старинных домов и роскошную лужайку с подземным паркингом перед Египетским музеем. Да, увы, были грабежи археологических зон и хранилищ в провинции. В 2010 году было похищено несколько десятков памятников из Египетского музея. Однако большая их часть — возвращена, а дальнейшего разграбления не случилось, потому что молодые египтяне на трое суток — самое страшное время смуты — оцепили музей, держась за руки и подменяя друг друга. Также были спасены и великий Карнакский храм в Луксоре, и Александрийская библиотека. В среде современных египтян понимание значимости древнего наследия страны очень велико, судить о египтянах исключительно по зоне курортов Красного моря не стоит ни в коем случае. Сейчас готовится к открытию ряд амбициозных проектов, прежде всего новый Великий египетский музей у подножия плато Гиза, созданный по последнему слову музейного дела. Открытие музея для посетителей ожидается в 2018 году, однако его реставрационные мастерские, хранилища, центры документации давно работают. Именно там вновь предстанет перед посетителями легендарная маска Тутанхамона, и именно этот проект сами египтяне видят как лучшее доказательство того, что закон, справедливость и культура, по-древнеегипетски — «Маат», — все равно должны победить хаос.


http://rusplt.ru/society/intervyu-s-egiptologom-viktorom-sol...

Картина дня

наверх